Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

15 апреля
100 лет со дня рождения
Бориса Сергеевича ТРОЯНОВСКОГО (1883—1951)

 

 

Замечательный русский советский музыкант и общественный деятель, непревзойденный виртуоз на балалайке, Б. С. Трояновский родился в селе Ругодево Новоржевского уезда Псковской губернии. С самого раннего детства он узнал и полюбил русскую народную музыку, познакомился с народными музыкальными инструментами: балалайкой, пастушеским рожком, жалейкой, свирелью (парной дудкой). Первым учителем Трояновского был шестидесятилетний пастух, научивший его играть на балалайке с пятью навязными ладами. Именно от него будущий виртуоз получил самое ценное и сокровенное — понимание русского национального стиля и характера исполнения народных песен и наигрышей, нетерпимость к любой фальши в интерпретации народной музыки.

Концертную балалайку конструкции В. В. Андреева Трояновский впервые увидел у П. А. Адамовского. В возрасте одиннадцати лет маленький балалаечник-виртуоз дал свой первый концерт в Старой Руссе. В Петербурге, куда он переехал после окончания великолукского реального училища, произошла его встреча с В. В. Андреевым, сыгравшая огромную роль в творческой жизни молодого музыканта.
В декабре 1904 года в зале Николаевского кавалерийского училища в Петербурге состоялся первый концерт Трояновского. А 5 января 1905 года он впервые выступил в качестве солиста Великорусского оркестра, созданного и руководимого В. В. Андреевым. Работа виртуоза-балалаечника в этом оркестре (1904—1911) представляет собой чрезвычайно важный этап становления и расцвета таланта этого исключительно одаренного артиста. С большим успехом проходили концерты оркестра при участии Трояновского во многих городах России. Триумфальными были и гастрольные поездки по странам Европы (1908—1910) и Америки (1910— 1911).

В 1911 году Трояновский ушел из оркестра и начал концертировать самостоятельно.
Интересным и разнообразным был его концертный репертуар. Наряду с мастерскими переложениями для балалайки пьес классического репертуара («Пляски смерти» Сен-Санса, фантазия на темы из оперы Ж. Визе «Кармен», «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова) в него включались виртуозно обработанные народные песни («Светит месяц», «Из-под дуба, из-под вяза», «Уральская плясовая» и многие другие).

Музыкант Трояновский
Б. С. Трояновский


Выдающееся мастерство Трояновского получало самую высокую оценку. «Королем техники», «блестящим виртуозом» называл его В. В. Андреев. В 1909 году
Л. Н. Толстой пригласил прославленного музыканта к себе в Ясную Поляну и, восхищенный его игрой, сделал следующую надпись на фотографии: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытной талантливой игрой». В одной из рецензий Трояновского сравнивали с известным скрипачом Я- Кубеликом.
Об исполнении Трояновского говорили, что балалайка в его руках— живое существо, то смеющееся, то плачущее, то говорящее. Казалось, нет таких художественных и технических трудностей, которые бы не мог преодолеть этот музыкант, неустанно работавший над совершенствованием своего исполнительского мастерства.

В 1919 году Трояновский совместно с П. И. Алексеевым организовал первый в Москве профессиональный оркестр русских народных инструментов, впоследствии ставший Государственным оркестром русских народных инструментов имени Н. П. Осипова. С этим оркестром Трояновский выступал неоднократно и с неизменным успехом. Огромное общественное значение имели выступления Трояновского перед рабочей и крестьянской аудиторией, которые проходили непосредственно в рабочих клубах, в деревнях и на предприятиях. Эти концерты сопровождались лекциями и дискуссиями о роли и значении народной музыки, народных музыкальных инструментов.
По инициативе Трояновского в Боровичах была организована фабрика «Русская балалайка», изготовившая немало превосходных инструментов, необходимых профессиональным музыкантам и любителям музыки. Трояновский активно участвовал в организации и проведении конкурсов и смотров художественной самодеятельности. В 1939 году он был членом жюри Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах.

Во время Великой Отечественной войны Трояновский оставался в осажденном Ленинграде, где неоднократно выступал перед рабочими, солдатами, матросами. Искусство этого выдающегося артиста воодушевляло героических защитников города, помогало им переживать трудности блокады, придавало им новые силы для борьбы с врагом. Последнее выступление виртуоза состоялось в 1948 году на концерте памяти В. В. Андреева.
В. Куликов