Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

7 апреля
75 лет со дня рождения
Георгия Григорьевича ТИГРАНОВА

 

 

Мудрое изречение — «человек бессмертен словом» — вспоминаешь всякий раз, когда знакомишься с научными исследованиями видного советского искусствоведа Г. Г. Тигранова, когда читаешь его труды, присутствуешь на его лекциях, общаешься с ним.
Слово, которое Тигранов на протяжении жизни обращал к широкой аудитории, было наполнено глубоким смыслом, согрето чувством, несло огромный заряд любви к музыке, прекрасному. И еще — оно всегда было вдохновенным, а потому не могло не захватить и не увлечь каждого, кому хоть раз доводилось его услышать.

Насколько многогранна натура Тигранова-человека, настолько широк круг его интересов. Русская, армянская, западноевропейская культура, классическая и современная музыка, гигантские исторические пласты развития музыкального творчества и отдельные его этапы, видные деятели или заметные события в искусстве — все привлекало его взор, оказывалось подвластно его перу и слову.

Если попробовать выстроить в ряд труды исследователя, в которых он откликается на то или иное явление в искусстве на протяжении десятилетий, то по ним можно проследить развитие и успехи многих значительных вех отечественной музыкальной культуры. Участие в пятитомном издании «Истории музыки народов СССР», создание сборников «55 советских симфоний» и «Симфония за 50 лет», увидевших свет по инициативе Тигранова и под его редакцией, «Ленинградская консерватория в воспоминаниях», «Асафьев», «Очерки об Армении», многочисленные работы, касающиеся оперного творчества, драматургии музыкальных спектаклей, страниц симфонического и вокального искусства, определяющих лицо времени и еще многое другое, что в своей сути раскрывало достижения музыки на современном этапе.
С присущей ему эрудицией, неподдельной творческой увлеченностью и заинтересованностью Тигранов создает серию монографий об А. А. Спендиарове, К- С. Сараджеве, А. Л. Степаняне, А. И. Хачатуряне. Освещая их жизнь и творчество, он раскрывает значение времени и событий, сопутствующих становлению таланта. Все эти музыканты-творцы были яркими выразителями национальных идей, что Тигранов убедительно показывает в своих монографиях. А ведь если присмотреться, судьба этих деятелей культуры оказалась близка и самому Тигранову. Он также был воспитанником русской культуры (Ленинградская консерватория, питомец Б. В. Асафьева, Р. И. Грубера, С. Л. Гинзбурга), сам, в свою очередь, вложил лепту в отечественное музыкознание, на протяжении многих лет являлся и продолжает быть профессором Ленинградской консерватории. И наряду со всем этим — всегда верно служил искусству Армении, осуществляя традиционные армяно-русские творческие контакты, воспитывая кадры армянских музыкантов в Ереванской консерватории и посвящая великолепные страницы трудов своих освещению неисследованных пластов музыкальной истории народа. Так родился и обрел жизнь капитальный труд Тигранова «Армянский музыкальный театр». В этом исследовании, явившемся первоначально докторской диссертацией, а затем разросшемся до размеров трехтомного труда, Тигранов прослеживает историю становления жанров в музыкальном армянском театре, запечатлевает основные вехи его развития. При этом освещает непрочитанные страницы прошлого, называет забытые имена, приводит неизвестные факты, события, наконец, обнаруживает оперу «Аршак II» Чухаджяна и всячески содействует ее сценическому воплощению. Однако, сознавая прекрасно, что большое искусство создавалось не только в прошлые эпохи, Тигранов придал особое значение современному этапу развития музыкального театра, показал его успех, новые задачи и перспективы.

Неистребимой силой творческого духа, гармоничного мышления, человечностью веет от всего, к чему бы ни прикасался Тигранов— занимался ли он исследованием проблемы или редактировал, выступал как лектор, режиссер или киносценарист музыкального сюжета, общался с передовыми деятелями советского искусства или пестовал многочисленных учеников.
Доктор искусствоведческих наук, лауреат Государственной премии Армянской ССР, заслуженный деятель искусств РСФСР и Армянской ССР, профессор, Г. Г. Тигранов есть и остается для всех эталоном человека и мыслителя, которым всегда и во всем руководили самые высокие этические и эстетические идеалы.
А. Цицикян