Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

15 августа
100 лет со дня рождения
Андрея Филипповича ПАЩЕНКО (1883—1972)

 

 

Имя заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Ф. Пащенко в нашем сознании прежде всего связано с нашумевшей в свое время оперой «Орлиный бунт». Написанная в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, она отразила стремление советских композиторов показать через революционное прошлое России революционную современность молодого пролетарского государства. Как отметил Б. В. Асафьев в рецензии на первую постановку «Орлиного бунта», «в нем пробивается молодая жизнь и чуется стремление тесно связать музыкальное творчество с насущными запросами текущей жизни.» Несмотря на присущие опере недостатки, она, несомненно, явилась этапным произведением в становлении советской оперы.

Творческий путь Пащенко начинался в Ростове-на-Дону, где он получил первоначальное музыкальное образование — сначала на музыкальных курсах В. Иваньского, а затем в музыкальной школе Общества вспоможения музыкантам. В 1906 году Пащенко переехал в Петербург. Здесь юн сначала работал секретарем на заочных курсах теории музыки С. Г. Аббакумова (который также занимался с ним теоретическими предметами), а после закрытия курсов — в библиотеке Придворного оркестра.
Только в 1914 году Андрей Филиппович поступил в Петербургскую консерваторию, в класс И. И. Витоля, а затем М. О. Штейнберга. К этому времени он был уже автором большого количества произведений в различных жанрах: песен, романсов, фортепианных и оркестровых пьес. Наиболее значительными работами этих лет стали симфоническое скерцо «Арлекин и Коломбина», симфонические поэмы «Гиганты» и «Вакханки», с успехом исполнявшиеся Придворным оркестром.

В первые послереволюционные годы Пащенко полностью отдает себя общественной работе, связанной с реорганизацией бывшего Придворного оркестра и преобразования его в государственное учреждение. Композитор принимает участие в создании Ленинградской филармонии, много времени отдает педагогической деятельности, заведует библиотекой Института истории искусств.
1921 — 1922 годы знаменуют собой начало нового периода в творческой биографии Пащенко. Появляются его Второй квартет, Вторая симфония, ряд крупных хоровых сочинений — Первая сюита из четырех русских песе «Виринеи», «Лунная соната», Вторая сюита из шести русских песен. В 1923 году он совместно с А. К. Глазуновым, М. О. Штейнбергом, Н. Ф. Финдейзеном. и другими избирается членом художественного совета Ленинградской филармонии, а в 1928 году— членом художественного совета Государственного академического театра оперы и балета.

В 20-е годы, несмотря на развернувшуюся в советской музыке острую борьбу различных творческих направлений, Пащенко остается верен традициям русской реалистической школы. И хотя в некоторых произведениях этих лет (как, например, в оратории «Песнь солнценосца», в опере «Черный Яр») сказывается влияние «современничества», он все-таки стремится к созданию иной, близкой народу общедоступной музыки. В 1925 году композитор создает упомянутую выше оперу «Орлиный бунт» — первую советскую историко-героическую оперу, которая вызвала симпатии зрителей и на протяжении почти целого десятилетия шла во многих городах нашей страны.
В последующие годы Пащенко обращается к сатире. Из-под пера композитора появляются «скоморошье действо» «Царь Максимилиан», Две басни Д. Бедного для баса и фортепиано, опера «Помпадуры» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В это же время Пащенко успешно пробует свои силы в новом для него жанре музыки для кино. Он сочиняет музыку к фильмам «Иудушка Головлев», «Дубровский», «Неустрашимые».

Кипучая творческая деятельность композитора не прерывается и в годы Великой Отечественной войны. Среди написанных им в осажденном Ленинграде произведений — «Реквием памяти бойцов, жизнь свою на полях битв положивших», концерт для скрипки с оркестром, две симфонические сюиты на темы народных песен, «Белорусская рапсодия», романсы.
В послевоенное время Пащенко работает особенно много и плодотворно. Он вновь возвращается к оперному жанру: в 1945—1947 годах создает сразу две оперы — «Молодая гвардия» и «Свадьба Кречинского», затем оперы «Радда и Лойко», «Шут Балакирев», «Капризная невеста», «Нила Снижко», «Великий соблазнитель» и в последние годы — две одноактные оперы на сюжет П. Мериме «Женщина — это дьявол» и «Африканская любовь».

Огромное внимание Пащенко уделяет жанру симфонии. В его двенадцати симфониях можно встретить воплощение философских проблем и сочные бытовые зарисовки, возвышенную героику и тонкий лиризм. Однако излюбленной его сферой является монументально-эпический симфонизм, где он и достигает наибольших успехов (вторая редакция Четвертой, Пятая и Восьмая симфонии).
Большой вклад внес Пащенко в советскую хоровую музыку. Его сюиты из народных песен, множество обработок для хора, крупные кантатно-ораториальныё произведения («Гармонь», «Освобожденный Прометей», «Голос мира», «Ленин») свидетельствуют о глубоком знании композитором возможностей хора, его полифоническом мастерстве.
Интересно вокальное творчество композитора. Здесь обнаруживается богатый мелодический дар Пащенко, стремление передать музыкальными средствами выразительность человеческой речи, увлеченность народной песней.
Е. Сигейкина