Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

27 августа
80 лет со дня рождения
Наталии Ильиничны САЦ

 

 

С именем народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Н. И. Сац связана целая эпоха в истории детского театра и музыкального воспитания детей.

Музыка и театр вошли в жизнь Наташи Сац с самого раннего детства, — ведь ее отец, И. А. Сац, был известным театральным композитором, сподвижником К. С. Станиславского в пору становления и расцвета Московского Художественного театра. И не случайно самые первые воспоминания Наташи Сац — воспоминания музыкальные: как устраивали с соседскими ребятами оркестр музыкальных игрушек, где дирижером был сам Илья Сац, как в деревне Полошки, где семья жила летом, слушали народные песни, как рождалась удивительная, с ароматом чуда музыка к «Синей птице». О несомненной музыкальной одаренности маленькой Наташи говорит тот факт, что ее в шесть лет приняли в Музыкальный институт Е. Н; Визлер, где она училась по классу фортепиано. Тогда же в детстве зародилась и настоящая любовь к театру.

В 1918 году (в четырнадцать лет!) Наталия Сац становится заведующей Детским отделом Театрально-музыкальной секции (Темусек) Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. По ее инициативе организуются концерты для детей, в которых принимают участие лучшие музыканты и артисты того времени— знаменитые певицы Н. А. Обухова и А. В. Нежданова, пианисты К. Н. Игумнов, Д. С. Шор, Е. А. Бекман-Щербина, композиторы А. Т. Гречанинов, Викт. С. Калинников, балерина Е. В. Гельцер и многие, многие другие. Впервые специально для детей по просьбе Темусека начал давать спектакли Большой театр. Н. Сац и сама принимает участие в концертах, поясняет для ребят то, что непонятно, изучает их реакцию. И постепенно рождается идея: нужен такой театр, в котором все спектакли ставились бы для детей, были бы рассчитаны на их восприятие.
Первый Детский театр, открытый в Москве в 1918 году в годовщину Великой Октябрьской революции, был первым не только в нашей стране, но и во всем мире. В основном здесь ставились и показывались кукольные. представления. В 1920 году кукольные представления сменяются спектаклями, в которых играют живые артисты, и театр получает название Первого государственного детского театра. В те годы по примеру Москвы создаются детские театры во многих городах нашей страны, а позднее и за рубежом.
В 1921 году по инициативе Сац организуется Московский театр для детей, в котором она становится директором и режиссером. В 1936 году этот театр получает прекрасное театральное здание на площади Свердлова и реорганизуется в Центральный детский театр.

Все эти годы для Сац — годы напряженной творческой работы. Помимо работы в театре она руководит созданной по ее предложению Опытной школой эстетического воспитания, где ведет предмет под названием «творческое восприятие музыки»; сотрудничает во многих журналах, пишет статьи и книги по вопросам театральной педагогики. Но главное — она ставит спектакли, многие из которых стали этапными в истории театра. Сац экспериментирует, ищет новые возможности в постановках для детей. Во всех ее спектаклях огромную роль играет музыка. Она привлекает к сотрудничеству с театром композиторов А. А. Шеншина, Л. А. Половинкина, А. Н. Александрова, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, М. Р. Раухвергера и других. Музыкальность режиссуры Сац отмечают почти все видевшие ее спектакли. Кабалевский называл ее постановки «насквозь музыкальными». Сац стремится приобщить детей к музыке с самого раннего возраста. Поэтому в театре устраиваются встречи с известнейшими музыкантами, симфонические концерты, на которых исполняются отрывки из «взрослых» произведений. Именно тогда и задумывается Сац о необходимости симфонических произведений, написанных специально для детей. Этой идеей она увлекает крупнейшего советского композитора С. С. Прокофьева, который в 1936 году создает для Центрального детского театра свою знаменитую симфоническую сказку для оркестра и чтеца «Петя и волк». В роли чтеца выступала сама Наталия Сац. Ей довелось читать эту сказку на разных языках во многих странах мира.
В годы войны Сац ведет большую работу в столице Казахстана — Алма-Ате. Здесь она создает свой пятый театр для детей — Театр юного зрителя с казахской и русской труппами.

Не раз Сац выступала как оперный режиссер (за границей ее называют «первой женщиной— оперным режиссером в мире») на крупных отечественных и зарубежных сценах, В 1931 году по приглашению Отто Клемперера она совместно с ним поставила оперу Дж. Верди «Фальстаф» на сцене Кролль-оперы в Берлине и оперу В. Моцарта «Свадьба Фигаро» в театре Колон (Буэнос-Айрес). Постановки эти имели огромный успех и принесли Наталии Сац мировую известность. В 1944 году в Алма-Ате она поставила с казахской труппой оперного театра оперу Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан» — спектакль, который получил высокую оценку публики, прессы и крупнейших мастеров культуры. Советский кинорежиссер С. М. Эйзенштейн писал: «.Полное слияние замыслов режиссера Наталии Сац и дирижера Пирадова еще раз доказывают возможность полного слияния музыкальной стихии со стихией зрелищной — на чем строится возможность осуществления таких празднеств подлинной театральности, как спектакль „Чио-Чио-Сан" в большом оперном театре».

Огромным событием в культурной жизни страны явилось создание первого и пока единственного в мире Московского государственного детского музыкального театра. Инициатором его создания была Сац, которую активно поддержали выдающиеся музыканты и театральные деятели, в том числе Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский. Перед Сац и ее единомышленниками стояли сложные проблемы: создание нового репертуара — детских опер и балетов, причем таких, которые были бы ориентированы на определенный возраст юных зрителей, а не на «детей вообще»; воспитание актеров, которые одинаково хорошо поют, говорят, танцуют, двигаются по сцене; воспитание детской зрительской аудитории. К работе над операми, балетами и симфоническими произведениями для детей Сац привлекает многих советских и зарубежных композиторов, среди которых есть и всемирно известные, и совсем молодые. По ее инициативе во всех «взрослых» оперных театрах страны (а также в некоторых театрах за рубежом) сейчас создаются детские оперные и балетные спектакли. За семнадцать лет существования Детского музыкального театра поставлено более сорока спектаклей самых разных жанров для детей и юношества — от пяти до восемнадцати лет. Театр широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Неограниченные возможности открывает перед Детским музыкальным театром его новое здание, главным консультантом проекта которого была Н. И. Сац. Здание совершенно уникально по своим техническим возможностям, по своему художественному оформлению и позволит еще глубже, еще интереснее вводить ребят в мир музыки.
Сац ведет большую общественную работу — она является президентом Советского центра Международной ассоциации детских театров, выступает перед самыми разными аудиториями во многих странах мира с пропагандой советского искусства.

Сац — кандидат искусствоведения, член Союза писателей СССР. Ее перу принадлежат книги для детей и для взрослых; среди них — «Всегда с тобой», «Дети приходят в театр», «Новеллы моей жизни», переведенные на многие иностранные языки.
Советское правительство высоко оценило заслуги Н. И. Сац. Ей присвоено почетное звание народной артистки СССР; за постановки опер, осуществленные в Детском музыкальном театре, она удостоена Государственной премии СССР; награждена орденами и медалями. Но главная награда— это напряженная тишина в зрительном зале, когда звучит музыка, это сияющие детские глаза и коротенькие письма, написанные крупным детским почерком: «Спасибо, тетя Наташа».
А. Генина