Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.


О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

10 декабря
75 лет со дня рождения
Оливье МЕССИАНА

 

 

Французский композитор, органист и педагог О. Мессиан родился в Авиньоне. Одиннадцати лет он стал учеником Парижской консерватории по классам Жана и Нозля Галлон (гармония и аккомпанемент), М. Дюпре (орган) и П. Дюка (композиция). Выдающиеся способности будущего композитора обратили на себя внимание музыкантов и за пределами консерватории. Его сочинения для органа и фортепиано, написанные еще в стенах консерватории, встретили благоприятные отклики критики, оценившей богатство фантазии и своеобразие творческой индивидуальности молодого композитора. Мессиану было двадцать три года, когда в Париже под управлением дирижера Р. Дезормьера впервые прозвучало его оркестровое сочинение «Забытые приношения». С молодых лет Мессиан заявил о себе как художник оригинальный и независимый, пытливо ищущий новые ладогармонические основы письма, ритмики и тембров. Перу композитора принадлежит не только множество музыкальных произведений, но и десятки очень важных для понимания его творческих принципов литературных выступлений, деклараций, комментариев почти ко всем своим сочинениям.

После окончания в 1930 году консерватории Мессиан получает место органиста в одном из парижских соборов, в котором на протяжении десятков лет, наряду с участием в церковных службах, дает самостоятельные концерты, привлекающие широкую массовую аудиторию. Начиная с 1936 года он преподает в Schola cantorum и Ecole normal, а с 1942 года ведет класс гармонии, музыкальных форм и композиции в Парижской консерватории.
В 1936 году вместе со своими друзьями и единомышленниками А. Жоливе, Д. Лесюром и И. Бодрие Мессиан входит в творческое объединение «Молодая Франция», декларировавшее стремление к искренности и духовной содержательности музыки, свободной от следования каким-либо конструк-тивистким или академическим шаблонам.

В начале второй мировой войны Мессиан был мобилизован, но вскоре попал в плен и провел около года в нацистском концлагере «Герлиц» в Силезии. Там в неволе ему удалось создать «Квартет на конец времени» — одно из его известнейших произведений. В 1942 году композитор возвращается в Париж. Здесь он преподает (в ег,о классе учились такие музыканты, как П. Булез, М. Леру, С. Нигг, И. Лорио, Ж. Барраке) и разрабатывает новые музыкально-теоретические проблемы, которые излагает в трактате «Техника моего музыкального языка» (1944). Творческая личность Мессиана, композитора, создавшего великое множество произведений в разных жанрах (инструментальных, вокальных, ораториальном, симфоническом), сложилась под сильным влиянием теологических идей. Среди длинного списка его произведений немало опусов, связанных с церковной тематикой.

Важным источником вдохновения служат Мессиану голоса певчих птиц, которые он неустанно записывает и разрабатывает во многих своих сочинениях — «Каталог птиц» (для фортепиано), «Пробуждение птиц», «Экзотические птицы» (для фортепиано, ударных и камерного оркестра) и другие.
Постоянный интерес Мессиан проявляет к музыкальному искусству народов Востока — Индии, Индонезии, Японии, а также Латинской Америки. Он внимательно вслушивается в звучания экзотических инструментов внеевропейских народов, что позволяет ему всемерно обогащать тембровую палитру своих симфонических и инструментальных сочинений. Его симфония «Турангалила» в десяти частях отличается редким богатством густых и переливающихся красок, сложной игрой ритмов, терпкостью гармоний; большой интерес представляет вокальный цикл «Арави». Ни в одном произведении Мессиан не использует традиционные формы и жанры европейской музыки, но ищет для каждого нового сочинения свои оркестровые, вокальные или инструментальные краски и формы. В строгом смысле слова, у него нет ни одной симфонии («Турангалила» написана в свободной симфонической форме), ни одной сонаты, ни одного концерта. До сих пор композитор, наделенный редкой творческой фантазией и выдающимся мастерством, не создал ни оперы, ни балета.

О. Мессиан пользуется всеобщим признанием как один из крупнейших композиторов. Франции второй половины XX века. В 1968 году он был избран членом
Академии изящных искусств (Институт Франции).
Г. Шнеерсон