Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 декабря
75 лет со дня рождения
Густава Густавовича ЭРНЕСАКСА

 

 

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, народный артист СССР и Эстонской ССР, хоровой дирижер и композитор, профессор Г. Г. Эрнесакс — выдающийся деятель советского музыкального искусства, заложивший основы профессиональной хоровой культуры Эстонии, бессменный руководитель и дирижер созданного им Государственного академического мужского хора Эстонской ССР, получившего всемирное признание за свою высокохудожественную концертную деятельность.

Но до этого был большой и трудный путь становления и развития, прекрасный в своей цельности путь талантливого эстонского школьного учителя пения Г. Эрнесакса к вершинам творческого мастерства, путь человека, влюбленного в свою Родину, свой народ, его предания и песни.
Родина Эрнесакса — деревня Перила под Таллином. В 1924 году, будучи учеником гимназии, Эрнесакс поступает в фортепианный класс Таллинской консерватории, впоследствии учится игре на органе. Основные занятия были сосредоточены на педагогическом отделении, которое он оканчивает в 1931 году, получив диплом школьного учителя. В 1934 году Эрнесакс сдает выпускной экзамен и по классу композиции у А. Каппа. В дальнейшем последует работа в консерватории, творческая деятельность, руководство самодеятельным хором Таллинского певческого общества, с которым он выезжает на гастроли в Чехословакию. Огромное впечатление производит на него встреча с хором моравских учителей под руководством Я. Шоупала и знакомство с творчеством этого самобытного коллектива. Именно тогда возникает у Эрнесакса мысль о создании в Эстонии подобного профессионального хора, использующего национальный музыкальный материал. Такой хор был вскоре создан. В 1946 году он с огромным успехом выступил в Москве, и с этого времени началось его триумфальное шествие по концертным эстрадам нашей страны и заграницы.

«Его хор—это уникальный творческий организм, которому присущи все лучшие качества, существующие у хора вообще, — писал известный советский хоровой дирижер К. Б. Птица. — Он обладает идеальным строем, чистотой интонаций, высокой ритмичностью, слитностью хоровых партий. И что самое главное, помимо высокого мастерства коллектива, — это организм истинно художественный, наполненный поэзией и вдохновением, которое излучает его руководитель».

Дирижерская деятельность Эрнесакса неотделима от композиторской. Его сочинениям присущи яркая мелодика, национальное своеобразие, современный музыкальный язык, совершенство хорового письма, нередко сочный народный юмор. Но если в песнях довоенных лет преобладают светлые лирические тона, то для сочинений периода Великой Отечественной войны характерны героические, патетические интонации, суровый колорит звучания. Это— хоровая кантата «Боевой рог» (1943) по мотивам эстонского национального эпоса «Калевипоэг» Ф. Р. Крейцвальда, песни «О, Родина, любовь моя» (слова Л. Кой-дулы), «Стой твердо, Калева, народ отважный» (слова И. Семпе-ра). Последнее сочинение в 1945 году было утверждено в качестве Государственного гимна Эстонской ССР (Государственная премия СССР, 1947).
По окончании войны Эрнесакс с огромным энтузиазмом участвовал в строительстве советской эстонской музыкальной культуры. С 1946 года — он профессор и заведующий кафедрой хорового дирижирования Таллинской консерватории (среди его учеников за многие годы — известные эстонские музыканты К- Аренг, А. Вахтер, Ю. Варисте, Л. Каринди, Э. Клас, О. Оя, X. Уйбо, У. Ярвела). Появляются крупные сочинения композитора — оперы «Пюхаярв» («Святое озеро») по драматической поэме Ю. Сютисте (1946), «Берег бурь» по либретто Ю, Смуула (1949, Государственная премия СССР 1951), «Рука об руку» по либретто К. Мерилаас и П. Руммо (1955, в новой редакции— «Микхель и Мара» 1965), «Боевое крещение» по либретто К. Ирда и К. Мерилаас (1957), «Женихи из Мульгимаа» (1960), хоровая сюита «Как живут рыбаки» на слова Ю. Смуула (1953), музыка к драматическим спектаклям («Смолильщики луны» С. Луйде, «Железный дом» Э. Таммлаана и др.), музыка к кинофильмам («Колхоз „Новая жизнь"»; «Ф. Р. Крейцвальд», «Яхты на море» и др.).

И наряду с этим — повседневная кропотливая и вдохновенная работа с хористами, многочисленные репетиции, концерты, гастроли. Репертуар хора обширен и многообразен: от произведений старинных мастеров до современных опусов (сочинения эстонских композиторов, А. Новикова, Г. Свиридова, В. Шебалина, Д. Шостаковича и др.). В 1971 году Шостакович посвятил Эрнесаксу цикл хоровых баллад «Верность» (на слова Е. Долматовского) — «в знак уважения и великого восхищения».
Представляя нашу страну, наше искусство за рубежом, многолетний член Республиканского Комитета защиты мира дирижер и его коллектив всегда содействовали делу мира. Г. Эрнесакс писал: «Действительно ли можно из песен протягивать мосты дружбы между народами? Может быть, это всего лишь крылатая фраза? Быть может, песня слишком нежный и воздушный материал для сооружения прочного моста? И тем не менее, может быть, именно потому, что это нежный материал, он прочнее всех других. Да, именно так оно и есть».

Поистине вершиной музыкально-общественной деятельности Эрнесакса стали организация и руководство таллинскими певческими
Праздниками песни, грандиозными массовыми действами, объединяющими в возвышенном творческом процессе тысячи певцов, десятки хоров, — сплоченный коллектив людей-единомышленников, подчиненных могучей воле дирижера.
«Что чувствуешь, когда дирижируешь тридцатитысячным сводным хором? Гордость, воодушевление, могучую силу. И небывалое счастье: полная гармония, неподдельное ликование, взвившаяся в небо песня».

Среди последних сочинений Эрнесакса — хоровая поэма «Тысячелетний Ленин» на слова И. Бе-хера, жизнерадостная «Поэма о весне» на слова Д. Вааранди, светлые детские песни.
Многообразная и плодотворная композиторская деятельность, высокое искусство хорового дирижирования, мудрая педагогическая работа, большая общественная активность — вот главные составные звенья творческого облика замечательного эстонского музыканта Г. Г. Эрнесакса, каждый раз находящего новые возможности для дальнейшего пути вперед, человека, так много сделавшего для советской музыкальной культуры.

Ю. Александров