О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты
На севере Италии, недалеко от города Виареджо, есть живописное местечко Торре дель Лаго, куда постоянно устремляются туристы. Здесь многие годы жил и работал знаменитый Пуччини, здесь родились его бессмертные творения—«Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай», которые по популярности стоят в одном ряду с операми П. И. Чайковского и Дж. Верди.
Джакомо Пуччини родился в семье, где профессия музыкантов передавалась из поколения в поколение на протяжении двух веков. С пяти лет мальчик начал обучаться игре на органе; его первым учителем был отец, Микеле Пуччини, основавший музыкальную школу в родном городе Лук-ке. Рано лишившись отца, Джакомо уже в десятилетнем возрасте вынужден был работать церковным органистом. В 1872—1880 годах юноша учился в Музыкальном институте имени Дж. Пачини у К. Анджелони (классы органа и фортепиано). Тогда же появились его первые сочинения, в которых, несмотря на их религиозное содержание, уже угадывался почерк будущего создателя опер.
Осенью 1880 года Пуччини поступает в Миланскую консерваторию, где занимается у известного оперного композитора А. Понкьелли (класс сочинения). За годы учения был написан ряд инструментальных и вокальных произведений. Исполнение «Симфонического каприччио» (1883), сочиненного к выпускному экзамену, принесло композитору первый успех. Однако впоследствии Пуччини не обращался к симфоническим жанрам. Его стихией была музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене.
В двух ранних, наивно-романтических операх «Виллисы» (1883) и «Эдгар» (1888) еще не мог раскрыться самобытный и яркий талант композитора. Зато «Манон Леско» (по роману А. Прево «История Манон Леско и кавалера Де Грие», 1892), в которой уже отчетливо вырисовываются черты пуччиниевского стиля, сделала имя автора широко известным. С тех пор премьера каждой оперы Пуччини становилась сенсацией. Его произведения «имели одинаковый успех и в Кохинкине, и в Лондоне, и на Мадагаскаре, и в Пензе», — писал известный советский музыковед И. И. Соллертинский.
Пуччини выступил в период, когда в итальянской опере формировалось новое направление — веризм. В силу сложившихся исторических условий общая направленность искусства Италии была иной, чем в эпоху Рисорджимен-то, с которой связан расцвет творчества Верди. На смену героическим, мужественным борцам за свободу пришли обыкновенные «маленькие» люди.
Подобно веристам, Пуччини стремился показывать жизнь неприкрашенную, обыденную, но, как тонкий художник, умел находить в ней скрытую поэзию. Он отказался от подражания типичным образцам веристской оперы— новеллы («Сельская честь» Масканьи», «Паяцы» Леонкавалло), основанным на предельно сжатой одноактной композиции и подчеркнуто экспрессивном музыкальном выражении. Выразительные средства, принципы оперной драматургии Пуччини значительно богаче, разнообразнее и тоньше.
Художественный стиль Пуччини, складывавшийся под воздействием различных национальных школ, неразрывно связан с итальянской музыкальной культурой, с ее.богатейшим, выразительным мелосом. В основе всех его опер— пластичная, напевная, эмоционально насыщенная мелодия, в которой претворена разнообразная сфера итальянской бытовой музыки.
Развивая традиции позднего Верди, композитор создал особый, новый для итальянского оперного искусства гибкий речитативно-ариозный стиль, ставший одним из главных компонентов современной европейской оперы. Важную драматургическую нагрузку в его операх несет оркестр, активно включаясь в музыкально-сценическое действие. Чутко прислушиваясь к веяниям эпохи, Пуччини постоянно искал обновления драматургических приемов и музыкального языка.
Оперой, открывшей зрелый период в творчестве композитора, явилась «Богема» (по роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы», 1895). Проникновенные лирические сцены чередуются здесь с веселыми жанровыми эпизодами. Но в центре внимания — не пестрый и шумный быт обитателей Латинского квартала, а грустная история любви Мими и Рудольфа, образы которых овеяны в музыке романтической одухотворенностью и поэтичностью.
Следующее произведение—«Тоска» (по одноименной драме В. Сарду, 1899), — в отличие от лирически-камерной «Богемы», написано в стиле «большой оперы». Некоторые сцены «Тоски» своими взвинченными эмоциями, сильными театральными эффектами роднят ее с операми веристов. Однако и здесь преобладают эпизоды, свободные от мелодраматических излишеств, покоряющие красотой и страстностью мелодий.
Новый для Пуччини тип оперной драматургии, близкий монодраме, представляет «Мадам Бат-терфлай» (по драме Д. Беласко «Гейша», 1903). В этой опере композитор отказывается от внешних сценических событий, сосредоточив внимание на трагической судьбе и сложных душевных переживаниях героини. Образ Чио-Чио-сан богаче, многограннее образов ее предшественниц — Манон, Мими и Тоски. В музыке ярко передан своеобразный японский колорит: использованы подлинные народные мелодии, необычные гармонические обороты, хрупкие, звенящие оркестровые тембры.
«Девушка с Запада» (по драме Д. Беласко «Девушка с Золотого Запада», 1910), либретто которой изобилует остросюжетными положениями, продолжает линию «Тоски». И в этой опере центральное место принадлежит лирическим сценам, раскрывающим чувства главных героев — Минни и Джонсона. После «Девушки с Запада» для Пуччини наступил период напряженных исканий. Созданная в 1916 году лирико-коми-ческая опера «Ласточка» явилась лишь незначительным эпизодом в биографии композитора.
Новый подъем творческих сил Пуччини связан с созданием «Триптиха» (1918)—цикла, в котором объединены одноактные, различные по характеру произведения: остроэкспрессивная, близкая по стилю к веристским операм, музыкальная драма «Плащ», трогательно-печальная, лиричная, выдержанная в мягких, приглушенных тонах «Сестра Анджелика» и легкая, живая, поражающая блеском и остроумной изобретательностью комическая опера «Джанни Скикки».
В последние годы жизни (1921 — 1924) Пуччини работал над лирико-эпической оперой «Турандот» (по сказке К. Гоцци, завершена Ф. Альфано), в которой органично сочетаются различные жанровые элементы — героика, трагедийность и теплый лиризм. Характеры героев раскрыты средствами типичной для композитора вокальной мелодики. Оркестровая палитра отличается богатством тембровых красок, разнообразием колористических эффектов, В драматически-экспрессивных эпизодах смело применена современная гармония.
Пуччини был последним представителем итальянской классической оперной школы. Верный традициям национальной реалистической оперы, с ее демократической направленностью, гуманизмом и безыскусственностью выражения, он видел свою художественную задачу в правдивом воплощении живых человеческих чувств, в создании «опер искренних и жизненных», способных «трогать сердца». В этом — секрет его открытого, неизменно волнующего искусства.
Т. Келдыш