Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

22 декабря
125 лет со дня рождения
Джакомо ПУЧЧИНИ (1858—1924)

 

 

На севере Италии, недалеко от города Виареджо, есть живописное местечко Торре дель Лаго, куда постоянно устремляются туристы. Здесь многие годы жил и работал знаменитый Пуччини, здесь родились его бессмертные творения—«Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай», которые по популярности стоят в одном ряду с операми П. И. Чайковского и Дж. Верди.

Джакомо Пуччини родился в семье, где профессия музыкантов передавалась из поколения в поколение на протяжении двух веков. С пяти лет мальчик начал обучаться игре на органе; его первым учителем был отец, Микеле Пуччини, основавший музыкальную школу в родном городе Лук-ке. Рано лишившись отца, Джакомо уже в десятилетнем возрасте вынужден был работать церковным органистом. В 1872—1880 годах юноша учился в Музыкальном институте имени Дж. Пачини у К. Анджелони (классы органа и фортепиано). Тогда же появились его первые сочинения, в которых, несмотря на их религиозное содержание, уже угадывался почерк будущего создателя опер.

Осенью 1880 года Пуччини поступает в Миланскую консерваторию, где занимается у известного оперного композитора А. Понкьелли (класс сочинения). За годы учения был написан ряд инструментальных и вокальных произведений. Исполнение «Симфонического каприччио» (1883), сочиненного к выпускному экзамену, принесло композитору первый успех. Однако впоследствии Пуччини не обращался к симфоническим жанрам. Его стихией была музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене.

В двух ранних, наивно-романтических операх «Виллисы» (1883) и «Эдгар» (1888) еще не мог раскрыться самобытный и яркий талант композитора. Зато «Манон Леско» (по роману А. Прево «История Манон Леско и кавалера Де Грие», 1892), в которой уже отчетливо вырисовываются черты пуччиниевского стиля, сделала имя автора широко известным. С тех пор премьера каждой оперы Пуччини становилась сенсацией. Его произведения «имели одинаковый успех и в Кохинкине, и в Лондоне, и на Мадагаскаре, и в Пензе», — писал известный советский музыковед И. И. Соллертинский.
Пуччини выступил в период, когда в итальянской опере формировалось новое направление — веризм. В силу сложившихся исторических условий общая направленность искусства Италии была иной, чем в эпоху Рисорджимен-то, с которой связан расцвет творчества Верди. На смену героическим, мужественным борцам за свободу пришли обыкновенные «маленькие» люди.
Подобно веристам, Пуччини стремился показывать жизнь неприкрашенную, обыденную, но, как тонкий художник, умел находить в ней скрытую поэзию. Он отказался от подражания типичным образцам веристской оперы— новеллы («Сельская честь» Масканьи», «Паяцы» Леонкавалло), основанным на предельно сжатой одноактной композиции и подчеркнуто экспрессивном музыкальном выражении. Выразительные средства, принципы оперной драматургии Пуччини значительно богаче, разнообразнее и тоньше.

Художественный стиль Пуччини, складывавшийся под воздействием различных национальных школ, неразрывно связан с итальянской музыкальной культурой, с ее.богатейшим, выразительным мелосом. В основе всех его опер— пластичная, напевная, эмоционально насыщенная мелодия, в которой претворена разнообразная сфера итальянской бытовой музыки.
Развивая традиции позднего Верди, композитор создал особый, новый для итальянского оперного искусства гибкий речитативно-ариозный стиль, ставший одним из главных компонентов современной европейской оперы. Важную драматургическую нагрузку в его операх несет оркестр, активно включаясь в музыкально-сценическое действие. Чутко прислушиваясь к веяниям эпохи, Пуччини постоянно искал обновления драматургических приемов и музыкального языка.
Оперой, открывшей зрелый период в творчестве композитора, явилась «Богема» (по роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы», 1895). Проникновенные лирические сцены чередуются здесь с веселыми жанровыми эпизодами. Но в центре внимания — не пестрый и шумный быт обитателей Латинского квартала, а грустная история любви Мими и Рудольфа, образы которых овеяны в музыке романтической одухотворенностью и поэтичностью.

Следующее произведение—«Тоска» (по одноименной драме В. Сарду, 1899), — в отличие от лирически-камерной «Богемы», написано в стиле «большой оперы». Некоторые сцены «Тоски» своими взвинченными эмоциями, сильными театральными эффектами роднят ее с операми веристов. Однако и здесь преобладают эпизоды, свободные от мелодраматических излишеств, покоряющие красотой и страстностью мелодий.
Новый для Пуччини тип оперной драматургии, близкий монодраме, представляет «Мадам Бат-терфлай» (по драме Д. Беласко «Гейша», 1903). В этой опере композитор отказывается от внешних сценических событий, сосредоточив внимание на трагической судьбе и сложных душевных переживаниях героини. Образ Чио-Чио-сан богаче, многограннее образов ее предшественниц — Манон, Мими и Тоски. В музыке ярко передан своеобразный японский колорит: использованы подлинные народные мелодии, необычные гармонические обороты, хрупкие, звенящие оркестровые тембры.

«Девушка с Запада» (по драме Д. Беласко «Девушка с Золотого Запада», 1910), либретто которой изобилует остросюжетными положениями, продолжает линию «Тоски». И в этой опере центральное место принадлежит лирическим сценам, раскрывающим чувства главных героев — Минни и Джонсона. После «Девушки с Запада» для Пуччини наступил период напряженных исканий. Созданная в 1916 году лирико-коми-ческая опера «Ласточка» явилась лишь незначительным эпизодом в биографии композитора.
Новый подъем творческих сил Пуччини связан с созданием «Триптиха» (1918)—цикла, в котором объединены одноактные, различные по характеру произведения: остроэкспрессивная, близкая по стилю к веристским операм, музыкальная драма «Плащ», трогательно-печальная, лиричная, выдержанная в мягких, приглушенных тонах «Сестра Анджелика» и легкая, живая, поражающая блеском и остроумной изобретательностью комическая опера «Джанни Скикки».

В последние годы жизни (1921 — 1924) Пуччини работал над лирико-эпической оперой «Турандот» (по сказке К. Гоцци, завершена Ф. Альфано), в которой органично сочетаются различные жанровые элементы — героика, трагедийность и теплый лиризм. Характеры героев раскрыты средствами типичной для композитора вокальной мелодики. Оркестровая палитра отличается богатством тембровых красок, разнообразием колористических эффектов, В драматически-экспрессивных эпизодах смело применена современная гармония.

Пуччини был последним представителем итальянской классической оперной школы. Верный традициям национальной реалистической оперы, с ее демократической направленностью, гуманизмом и безыскусственностью выражения, он видел свою художественную задачу в правдивом воплощении живых человеческих чувств, в создании «опер искренних и жизненных», способных «трогать сердца». В этом — секрет его открытого, неизменно волнующего искусства.
Т. Келдыш