Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

23 декабря
125 лет со дня рождения Владимира Ивановича НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (1858—1943)

 

 

С именами Вл. И. Немировича-Данченко и его соратника К. С. Станиславского неразрывно связано создание Московского Художественного театра (1898) и реформа всего русского драматического театра. Творческая новаторская деятельность Немировича-Данченко оставила глубокий след и в музыкальном сценическом искусстве. Писатель, драматург, педагог, режиссер, он не был чужд музыки, в гимназические годы посещая концерты и оперы, а в годы студенчества (Московский университет, 1876—1880) рецензируя драматические и оперные спектакли. Ни один более или менее интересный спектакль Большого театра или гастроли знаменитых итальянцев не проходили мимо его внимания.

В 1891 году Немирович-Данченко начинает педагогическую деятельность в Филармоническом училище.
Великая Октябрьская революция открывает новую страницу в творческой биографии Немировича-Данченко, в жизнь.его вплотную входит театр, где главенствует музыка. Его мысли полностью занимает организация музыкальной студии, причем в стенах самого Художественного театра.

«Я был счастлив, — писал Немирович-Данченко, — что нашел такое дело, которое даст мне возможность осуществить давнюю мечту — влить наше искусство в оперную и опереточную стихию».
Набрав талантливую певческую молодежь, Немирович-Данченко решает сразу ставить спектакль. Он останавливает свой выбор на оперетте Ш. Лекока «Дочь мадам Анго» — привлекло острополитическое либретто. Кроме того, именно оперетта, по мнению Владимира Ивановича, представляла «превосходнейший материал для выработки такого актера, который бы совмещал в себе не только певца, но и драматического актера». Спектакль был решен строго в духе традиций МХАТ. Тем самым были сломаны.частйрелыс, устоявшиеся каноны оперетки ее сценического решении, Зритель увидел подлинно живого челом? ка, удивительную простоту исполнения, искреннюю увлеченность игры буквально всех участвующих.
Второй постановкой Немировича-Данченко также была оперетта. «Перикола» Ж. Оффенбаха решалась в том же реалистическом плане, но,., банальная мелодрама — «Птички певчие» — в руках Владимира Ивановича превратилась в остросоциальную мелодраму-буфф.
Привлекая в своих первых опытах музыкальной режиссуры и артистов МХАТ, Немирович-Данченко невольно увлекся идеей синтетического актера, более того— синтетического театра: сегодня актер пост, завтра играет в трагедии. На пути этих исканий возникли спектакли: «Лисистрата» Аристофана с музыкой Р. М. Глиэра, переделка «Кармен» в трагическое представление на музыку Ж- Бизе (текст К. Липскерова), «Пушкинский спектакль» из «Алеко» С. В. Рахманинова, «Бахчисарайский фонтан» с музыкой А. С. Аренского, «Египетские ночи» с музыкой Глиэра.

В 1925 году Музыкальная студия МХАТ во главе с Немировичем-Данченко отправляется в гастрольную поездку по Германии и Америке. Вернувшись в Москву летом следующего года, она начинает самостоятельное существование как Музыкальная студия имени Вл. И. Немировича-Данченко и получает вместе с Оперной студией имени К. С. Станиславского собственное помещение на Б. Дмитровке. И здесь репертуар Музыкальной студии по-прежнему носит чрезвычайно разнообразный характер.
«Лисистрата» Аристофана, «Миг жизни» (под названием «Девушка из предместья» М. Фальи), «Тиль Уленшпигель» М. Лотара и «Северный ветер» Л. Книппера — все они несли в себе определенный социальный заряд; драматические коллизии этих произведений отвечали запросам времени. Однако к середине 30-х годов репертуар театра как бы замедляет свой стремительный бег. Немирович-Данченко в эти годы впервые обращается к оперной классике — его привлекает опера Дж. Верди «Травиата» — предельно популярная и предельно заштампованная в сценических представлениях. В центре внимания режиссера — столкновение героини с обществом. Отсюда возникла необходимость создания нового либретто (В. Инбер), по которому Виолетта — актриса и ее трагедия была понятна зрителю. Немирович-Данченко считал эту свою работу наиболее ярко выразившей творческое лицо его театра.
В самом начале Великой Отечественной войны Советское правительство сочло целесообразным объединить Государственный музыкальный театр имени Немировича-Данченко с Государственным оперным театром имени Станиславского. Это был единственный театр, зажигавший огни рампы в затемненной столице.
Немирович-Данченко в это время, с группой артистов МХАТ, был уже эвакуирован в Нальчик, а затем в Тбилиси. Объединение театров произошло без него, но он принял это с радостью.
Вернувшись из эвакуации в 1942 году, Владимир Иванович сразу же включается в интенсивную работу в Государственном музыкальном театре имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Но внезапная смерть помешала осуществлению больших творческих замыслов.
О. Срболевская