Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.


О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

Дата не установлена
 
200 лет со дня открытия ЛЕНИНГРАДСКОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ С. М. КИРОВА

 

 

Ленинградский ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова — один из старейших и ведущих музыкальных театров нашей страны. Его история — блистательная летопись развития русского оперного и балетного искусства.

Свое летосчисление театр ведет с 1783 года, когда в столице был построен Большой Каменный театр и указом Екатерины II была организована труппа «не для одних комедий и трагедий, но и для оперы».
Рождение петербургского музыкального театра произошло в период наивысшего подъема просветительского движения, когда литература, живопись, зодчество достигают яркого расцвета. Активно формируется национальная композиторская школа. На сцене театра наряду с иностранными ставятся первые произведения русских композиторов, в том числе оперы М. М. Соколовского («Мельник — колдун, обманщик и сват»), Е. И. Фомина («Ямщики на подставе», «Орфей»), В. А. Пашкевича («Санкт-петербургский гостиный двор», «Скупой»).

В трудных условиях соревнования с тремя зарубежными антрепризами (французской, итальянской, немецкой), щедро субсидируемыми правительством, формировалась русская оперная труппа. Значительного подъема она достигла в период Отечественной войны 1812 года и в канун восстания декабристов — событий, способствовавших повышенному интересу русского общества ко всему национальному.
Репертуар петербургского Большого театра 1810—1830-х годов отличался широтой и разнообразием. Иногда за сезон ставилось до сорока спектаклей. Исполнялись оперы С. И. Давыдова,
A. Н. Титова, А. Н. Верстовского, К. А. Кавоса, из зарубежных —
B. А. Моцарта, К- М. Вебера, Э. Мегюля, К. В. Глюка, Л. Керубини, Дж. Мейербера и др.
В состав русской труппы входили такие выдающиеся певцы, как Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов, П. А. Булахов, О. А. Петров, А. Я- Воробьева, танцовщики И. А. Вальберх, А. П. Глушковский, А. А. Истомина, Е. И. Колесова. Во главе оперы в качестве ее признанного руководителя стоял композитор и дирижер К. А. Кавос. Одновременно с ним работал талантливый балетмейстер Ш. Л. Дидло.
О том, что русский театр первой трети XIX века стоял на высоком художественном уровне, свидетельствуют пушкинские «зарисовки» оперных и балетных спектаклей. М. И. Глинка, характеризуя петербургский театр 1817—1822 годов, писал в «Записках»: «.оперы и балеты приводили меня в неописуемый восторг».
В 1836 году в заново отстроенном здании петербургского Большого театра с громадным успехом проходит премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», а в 1842 году ставится вторая опера композитора — «Руслан и Людмила». С этого времени начинается новый, классический период в развитии русского оперного искусства, послуживший фундаментом дальнейшей деятельности театра.

В 1840-х годах Большой театр в угоду аристократической публике был отдан итальянской вит репризе. Спектакли русской труппы проходили на сцене Театр цирка. После пожара в I860 году здание Театра-цнрки было перестроено по проекту архитектора А. К. Кавоса и открыто и I860 году под названием Мариинский театр. Именно под этим именем театр стал известен во всем мире.
Репертуар Мариинского театра охватывал наиболее значительные явления мировой музыки, его спектакли отличались яркостью и красочностью постановок, исключительно высоким уровнем исполнительской культуры. Слава Мариинского театра связывалась с именами Д. М. Леоновой, Ю. Ф. Платоновой, Е. А. Лавровской, И. А. Мельникова, Ф. И. Стравинского, М. А. Славиной, Н. Н. и М. И. Фигнер, Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова, Е. К- Мравиной, И. В. Тартакова, Л. В. Собинова в опере, а в балете — М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского.
Музыкальным руководителем и дирижером театра с 1863 по 1916 год был Э. Ф. Направник. Его деятельность — яркая страница истории музыкальной культуры Петербурга. Он собирал лучшие силы страны и устанавливал творческие связи с крупнейшими композиторами. В театре работали также известные дирижеры К. Н. Лядов, Ф. М. Блуменфельд, художники А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.

На сцене Театра впервые прозвучали гениальные творения классиков русской музыки: «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (1873), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1874), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Спящая красавица» (1890), «Иоланта» (1892) П. И. Чайковского, «Князь Игорь» А. П. Бородина (1890), «Орестея» С. И. Танеева (1895) и др. Многие шедевры зарубежной оперной классики впервые были исполнены на русском языке в Мариинском театре. Специально для этого театра Дж. Верди написал свою оперу «Сила судьбы» (1862). Мариинский театр славился постановками вагнеровских опер, в особенности сценическим осуществлением всей тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900—1905).
Несмотря на неуклонный рост исполнительской культуры, в деятельности Мариинского театра накануне революционных событий 1917 года наблюдались черты кризиса. По словам Б. В. Асафьева, театр «уныло будничал, презирая все животворящее и как бы тяготясь своей ролью заслуженного академика». По мнению А. А. Блока, спасти театр от «медленной агонии», вывести его на дорогу подлинно высокого искусства и дать возможность актерам почувствовать «реальность и жизненность их дел» мог только новый демократический зритель «со свежим восприятием, с категорическим и строгим „да" и „нет"».
С новым зрителем творческий коллектив театра встретился после Великой Октябрьской социалистической революции. В его зал пришли рабочие, солдаты, матросы, служащие, крестьяне. Вокруг оперных и балетных спектаклей велась большая массово-просветительская работа: выпускались аннотации, путеводители, перед спектаклями читались вступительные слова, в антрактах проводились беседы со слушателями.

С первых дней установления Советской власти и в последующие годы партия и правительство проявляли, большую заботу о творческой жизни огромного коллектива театра. 9 ноября 1917 года театр был объявлен государственным и поступил в ведение Наркомпроса. В 1920 году театр получил наименование Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ), в 1935 году ему было присвоено имя С. М. Кирова. В 1939 году театр был награжден орденом Ленина.
На разных этапах истории Кировского театра перед коллективом неизменно вставали две главные задачи — как можно ярче и разнообразнее представить в репертуаре лучшие образцы русской и зарубежной классики и пропагандировать новые, современные, прежде всего советские произведения.
Вершиной работы театра над оперной классикой, первым подлинным открытием, всколыхнувшим музыкальную общественность, была постановка в 1928 году «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в авторской редакции. В 1939 году с новым текстом С. М. Городецкого была возрождена опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

За период с 1924 по 1980/ год театром было поставлено около ста новых опер и балетов советских композиторов. Лучшие из них вошли в постоянный репертуар. Это оперы «В бурю» Т. Н. Хренникова, «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского, «Тихий Дон», «Судьба человека» И. И. Дзержинского, «Семен Котко» С. С. Прокофьева, «Декабристы» Ю. А. Шапорина, «Петр Первый» А. П. Петрова, балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Лауреисня» Ю. Г. Крейна, «Ромео п Джульетта», «Каменный цветок» Про кофьева, «Медный исадник» Р. М. Глиэра, «Спартак» А И Хачатуряна.
Успехам Кировского театра на протяжении десятилетий способствовала плодотворная работа ее замечательных мастеров. На сцене театра в разное время выступали прославленные певцы II. 3 Аид реев, В. И. Касторский, С. И. Ми гай, М. О. Рейзен, С. П. Преображенская, В. Р. Слипинскпй, Н. К. Печковский, Г. М. Пэленн, О. А. Кашеварова, И. П. Яшугин, Н. А. Серваль; выдающиеся солисты балета Ф. И. Балабина, Т. М. Вс-чеслова, Р. И. Гербек, Н. М. Дудинская, О. Г. Иордан, А. В. Лопухов, М. Т. Семенова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани и др. За дирижерским пультом стояли такие большие мастера, как А. В. Гаук, В. А. Дранишникои, С. В. Ельцин, А. Коутс, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похито-нов, Е. А. Мравинский, Б. Э. Хай-кин. Искусству хореографии отдали свой талант балетмейстеры А. Я- Ваганова, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Ф. В. Лопухов, Ю. Н. Григорович, Л. В. Якобсон.
Сейчас на сцене Кировского театра выступает третье советское артистическое поколение. Многим из его мастеров присвоено высокое звание народных артистов СССР и РСФСР —это Г. А. Ковалева, И. П. Богачева, Б. Т. Штоколов, Р. А. Баринова, И. А. Колпакова, Н. А. Кургапкина, С. В. Ви-кулов, Г. Т. Комлева, В. А. Федотов, Ю. X. Темирканов. Среди артистов есть лауреаты Государственных премий, лауреаты международных и всесоюзных конкурсов исполнителей. В труппе театра много даровитой молодежи.

Одной из важных сторон деятельности Кировского театра являются гастроли за рубежом. Спектакли ленинградцев завоевывают симпатии ценителей оперного и хореографического искусства далеко за пределами нашей страны. Артистов ленинградского балета знают зрители Нью-Йорка и Парижа, Лондона и Токио, Гаваны и Берлина и других городов мира.
Ленинградский ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова с честью служит великой русской культуре, духовно обогащает миллионы слушателей, вводя их в мир прекрасного.
Т. Хопрова