Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

Русская музыкальная литература



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

17 февраля
75 лет со дня рождения
Эмилии Лазаревны ФРИД

 

 

Музыковед-историк, кандидат искусствоведения, талантливый исследователь и педагог, Э. Л. Фрид родилась в Саратове, в семье служащего. С десятилетнего возраста она училась в Саратовской консерватории, а затем была переведена в Ленинградскую консерваторию, которую окончила как пианистка по классу Н. А. Дубасова в 1931 году. С 1929 года там же Фрид занималась на историко-теоретическом факультете. В 1932—1937 годах работала в Ленинградском радиокомитете. Во время Великой Отечественной войны была в эвакуации в Ташкенте. В 1949 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. С 1949 года — член КПСС. В 1943—1951 годы вела плодотворную работу с музыковедами музыкального училища Ленинградской консерватории, а в 1951 — 1955 читала курс истории русской музыки в Ленинградской консерватории. С 1949 по 1967 — научный сотрудник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. На протяжении многолетней педагогической работы Э. Л. Фрид подготовила большое количество специалистов-музыковедов, ныне работающих в различных областях советской музыкальной культуры. Большой вклад в советское музыкальное образование Фрид—опытный методист— внесла как составитель-редактор и автор ряда статей учебного пособия по русской музыкальной литературе для музыкальных училищ.
Интенсивна научно-исследовательская деятельность Фрид. В 1939 году вышла из печати " ее монография «М. П. Мусоргский. К столетию со дня рождения». Диссертация 1949 года, посвященная теме «Мусоргский и его музыкальная драма», положила начало разработке ею вопросов оперной драматургии композитора. Большой интерес в этом отношении представляют статья «Шекспир и Мусоргский» (в книге «Шекспир и музыка», 1964) и особенно исследование «Прошедшее, настоящее и будущее в „Хованщине"» (1974), в котором впервые на широком историческом фоне и в различных связях с другими страницами творчества композитора это сложное и уникальное явление русского оперного искусства получило всестороннее и глубокое освещение.

В 1963 году ею создан краткий очерк жизни и творчества композитора («М. П, Мусоргский. 1839—1881»), а в 1981 году вышел обобщающий труд «М. П. Мусоргский. Проблемы творчества».
Наряду с работами о Мусоргском большое значение в советском музыкознании имеют другие труды Фрид о различных явлениях русского музыкального искусства. Среди них, в первую очередь, следует выделить ее статьи о М. А. Балакиреве («Милий Алексеевич Балакирев» и «Симфоническое творчество»), опубликованные в первом томе работ о Балакиреве, подготовленных Ленинградским государственным институтом театра, музыки и кинематографии (1961). Велика также ценность статьи «Даргомыжский и журнал „Искра"» (Ученые записки Государственного института театра, музыки и кинематографии, т. 2, 1958).

В разработку проблем советского музыкального искусства Фрид внесла свой вклад книгой «Музыка в советском кино» (1967).
В своих исследованиях, равно как и педагогической работе, Фрид успешно сочетает чуткие конкретные наблюдения над анализируемой музыкой с широким аспектом ее исторического освещения и актуальностью поставленной общеэстетической проблематики. Большим авторитетом пользуется Э. Л. Фрид у своих бывших учеников и коллег по работе
Е. Орлова