Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

1 января
125 лет со дня премьеры оперы С. Монюшко «ГАЛЬКА»

 

 


Говоря о варшавской премьере «Гальки», крупнейший знаток жизни и творчества С. Монюшко, автор капитальных трудов о нем В. Рудзиньский пишет: «Эта дата стала поворотным пунктом в истории польской оперы — началом жизни первой польской национальной оперы, в полном смысле этого слова достойной такого определения».

Ровно за десять лет до этого опера Монюшко в ранней (двухактной) редакции прозвучала в Вильно, где жил тогда композитор и где в феврале 1854 года под его управлением состоялось первое исполнение «Гальки» на оперной сцене. Но все эти годы Монюшко мечтал о постановке оперы в Варшаве и продолжал работать над своим любимым детищем, постепенно превратив
«Гальку» в четырехактное музыкально -сценическое произведение, которому было суждено стать первым в истории польской оперной классики.

До Монюшко польскими композиторами уже немало было написано музыкально-сценических произведений. Лучшие из опер Ю. Эльснера (учителя Шопена) и К- Курпиньского были даже отмечены чертами национальной самобытности и патриотической направленностью. Над созданием национального стиля особенно много работал Курпиньский. Он писал в своих путевых заметках: «Не могут другие народы довольствоваться только итальянской оперой. Пусть берут от итальянцев образцы, но используют их применительно к национальной опере, которая невольно, путем применения родного языка, должна приобрести черты самостоятельности. Композиторы смогут поднять и утвердить ее (значение) только тогда, когда вдумаются в природу родного языка и будут сочетать с ним свойственные ему мелодии». Это высказывание чрезвычайно интересно, так как уже свидетельствует об ощущении той живой связи музыкальной интонации с речевой, которая в высокой степени присуща славянским композиторам — от русских классиков до чеха Л. Яначка.

В польском оперном творчестве впервые достиг такого органического сочетания национальной речи и музыкального языка именно Монюшко, который работал над решением этой важнейшей проблемы еще до сочинения «Гальки», создавая песни и романсы на слова А. Мицкевича, Ю. Корсака, Ю. И. Крашевского, А. Василевского и многих других польских поэтов. Однако «Галька» явилась не только завершением длительного периода творческих поисков польских композиторов и первенцем оперной классики, но и подлинным детищем эпохи, ознаменовавшейся подъемом освободительного движения в Европе и получившей поэтому название «Весны народов».

Влодзимеж Вольский (1824— 1882), перу которого принадлежала драматическая поэма «Гальшка», заинтересовавшая Монюшко, делая по просьбе композитора либретто оперы, несколько изменил сюжет. Если в «Гальке» богатый помещик-шляхтич Януш бросает соблазненную им девушку-горянку и та с горя находит смерть в волнах Вислы, то герой поэмы Вольского, преодолевая сословные предрассудки, женится на Гальшке, которая, однако, вместе с ребенком становится жертвой матери Януша. Возвратившись из отлучки и узнав о причине смерти жены и сына, Януш убивает свою мать и кончает жизнь самоубийством.
Подобно тому как в Петербурге находились люди, называвшие оперного первенца М. И. Глинки «кучерской музыкой», в Вильно и Варшаве сыскались недоброжелатели Монюшко, которые старались опорочить «Гальку» — прежде всего из-за социально-обличительного характера оперы — и не допустить ее постановки в польской столице. Понадобилось десять лет борьбы за осуществление этой заветной мечты композитора и поддерживавших его прогрессивных деятелей отечественной культуры.
В 1842, 1849 и 1856 годах композитор приезжал в Петербург, где сблизился со многими мастерами русской музыкальной культуры, в особенности с А. Н. Серовым и А. С. Даргомыжским, которому 4н посвятил свою симфоническую «Сказку» (автограф этого забытого посвящения впервые опубликован автором этих строк в 1952 году). Русские композиторы способствовали исполнению произведений Монюшко, в том числе вокально-инструментальных, исполнению и изданию его вокальной лирики: в 1857 году в Петербурге вышло двухтомное собрание песен и романсов композитора, включавшее двадцать два произведения. Авторитет Монюшко значительно возрос.

А. Н. Серов в статье, посвященной его творчеству, писал (под псевдонимом Модест 3-н), что в области вокальной лирики польский композитор достиг уровня, позволяющего сравнить его песни и романсы с произведениями Шуберта и Шумана, Глинки и Даргомыжского.
Варшавской премьере «Гальки» предшествовали месяцы напряженного труда композитора, стремившегося «развернуть» действие оперы с целью полнее и эмоционально богаче раскрыть ее образы. В некоторых работах о Монюшко, на основании его писем, речь идет не о двух, а о трех редакциях оперы: о двухактной виленской, к которой в 1857 году композитор добавил лишь танцы, о четырехактной виленско-варшавской (где впервые появилась знаменитая думка Ионтека) и о большой варшавской, дополненной несколькими сценами и ансамблями. Нельзя забывать кроме того, что для варшавского театра оперу пришлось целиком переинструментовывать, так как состав оркестра столичного театра был значительно больше, чем виленские оркестры.

Успеху премьеры, ставшей значительным событием в артистической жизни Варшавы, содействовало отношение к ней прогрессивной общественности, оценившей «Гальку» как выдающееся достижение отечественного музыкально-сценического искусства. Исполнителей главных ролей — Паулину Риволи (Галька) и Юльяна Добрского (Ионтек) вызывали по четырнадцать раз, бурными овациями сопровождалась увертюра. Шесть раз выходил на вызовы взволнованный композитор. В том же году он был назначен главным дирижером Польского театра. Украшением репертуара театра осталась «Галька», появившаяся затем на многих оперных сценах мира (прежде всего в Праге, Москве и Петербурге), чему немало способствовало издание клавира этого прекрасного первенца польской оперной классики.
 
В нашей стране «Галька» обошла сцены всех оперных театров и консерваторских студий. Ее постановки и концертные исполнения связаны с многими славными именами русских певцов и певиц, начиная с Ю. Ф. Платоновой, исполнявшей арию Гальки в Москве в 1867 году. Первой русской Галькой на оперной сцене была А. Г. Меньшикова, исполнявшая эту роль в московской постановке в 1869 году и заслужившая одобрение Монюшко, а затем и П. И. Чайковского, видевшего ее в этой роли в Киеве в 1874 году и похвалившего также исполнителя роли Йонтека—тенора А. Д. Орлова «с его феноменальным голосом».
Роль Гальки принадлежала к-числу артистических успехов и Н. В. Салиной, которую высоко ценил С. В. Рахманинов. Незабываемым Йонтеком был Л. В. Собинов, иногда исполнявший знаменитую «Думку» на польском языке. В роли княгини не раз выступала В. А. Давыдова. Историки русского музыкального театра отмечают, что первое появление величайшего певца мира Ф. И. Шаляпина состоялось в небольшой роли Стольника в «Гальке».
Игорь Бэлза