Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

10 января
100 лет со дня рождения
Евгения Алексеевича ВРОНСКОГО (1883—1942)

 

 

 

Имя известного певца, заслуженного артиста Республики, старейшего представителя советской
вокальной педагогики, Е. А. Вронского тесно связано со становлением и развитием грузинской вокальной школы, воспитавшей несколько поколений выдающихся певцов, мастеров оперной сцены.
«Незаурядный певец и актер с прекрасными голосовыми данными, он оставил о себе память и как талантливый педагог-вокалист, воспитавший за годы работы в Тбилисской консерватории плеяду выдающихся певцов-профессионалов как для грузинской сцены, так и для столичных театров», — справедливо отмечала Н. К. Бахуташвили в своих очерках по истории вокального образования в Грузии (1959).

Вронский родился в селе Сорочинское в семье служащего. Рано проявил он любовь к театру и еще мальчиком выступал в любительских спектаклях. В годы учебы в Львовском политехническом институте Вронский участвовал в студенческих спектаклях и концертах. К этому времени его голос — лирический баритон — вполне оформился и он свободно, с большим увлечением исполнял арии из любимых опер, а также русские народные песни.
В 1904 году Вронский отправился в Италию. В Милане он занимался у профессора пения А. Пасхалиса ди Сувестро, под руководством которого прошел ряд оперных партий: Фигаро из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», Амонасро из оперы «Аида», Риголетто из одноименной оперы Дж. Верди, Тонио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» и другие.

В 1908 году Вронский вернулся в Россию и с большим успехом выступал на оперных сценах Москвы, Петербурга, Одессы, Минска, Кишинева. В те же годы состоялась его гастрольная поездка в Румынию.
Выступления в Тбилиси начались в 1912 году. Затем последовали многочисленные гастроли по городам России, а с 1919 года, оставив оперную сцену, он жил и работал в Батуми, где организовал молодежный хор, вокальную студию, а позже — оперную студию. С участием этих коллективов ему удалось поставить оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и несколько сцен из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна, в которых сам пел главные партии. Спектакли имели большой успех у слушателей.
В 1925 году Вронский был приглашен в Тбилисскую консерваторию преподавателем по классу пения, где проработал все последующие годы своей жизни в качестве профессора и заведующего вокальной кафедрой. Его учениками были известные певцы Д. Андгуладзе, Н. Ованесян, Д. Бадридзе, Д. Гамрекели, Б. Кравейшвили, Н. Харадзе, В. Канделаки и многие другие.
Блестящим результатом работы Вронского по подготовке оперных певцов явилась декада грузинского искусства в Москве (1936). Большой успех оперного искусства Грузии был обусловлен блестящим выступлением молодых талантливых певцов-актеров, только что вышедших из класса Вронского и показавших высокое вокальное мастерство.

Наряду с педагогической практикой Вронский вел большую и плодотворную научно-исследовательскую работу. Свой многолетний методический опыт в области вокальной педагогики он обобщил в исследовании «Певческое дыхание»; был избран членом-корреспондентом Государственного института музыкальной науки; неоднократно выступал на всесоюзных совещаниях и конференциях педагогов-вокалистов с докладами по методике преподавания и формированию певческого голоса, делился собственным опытом, демонстрируя практическую работу со студентами своего класса. Педагогическая и научно-исследовательская работа
Вронского имела широкий резонанс среди специалистов и не раз положительно освещалась в прессе.

Т. Хурошвили