Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

12 января
50 лет со дня смерти
Вячеслава Ивановича (Вацлава) СУКА
(1861—1933)

 

 

Более полувека жил и работал в нашей стране чешский музыкант В. И. Сук. Родился он в Кладно близ Праги. Отец его, подобно отцу Дворжака, принадлежал к цеху мясников и не был ревнителем искусства, но обнаружив у сына непреодолимую склонность к музыке, отправил его учиться в Прагу.
Из стен Пражской консерватории Сук вышел разносторонне образованным музыкантом: под руководством 3. Фибиха он изучал теорию композиции и дирижирование, у А. Бенневица, воспитавшего целую плеяду чешских скрипачей и основавшего знаменитый ныне на весь мир «Чешский квартет», прошел великолепную школу игры на скрипке.

В 1880 году Сук начал свою деятельность как концертирующий скрипач. Он выступал в Варшаве, Киеве и других городах, но, мало склонный к путешествиям, вскоре охотно принял предложение частного оперного театра в Киеве и вошел в состав его оркестра. Затем три сезона (1882— 1885) Сук играл в оркестре Большого театра в Москве. Пять лет работы в русских оперных театрах позволили Суку глубоко изучить творчество русских композиторов, а встречи с Н. А. Римским-Корсаковым и П. И. Чайковским укрепили его симпатии к нашей национальной культуре и ее создателям, симпатии, зародившиеся еще в Праге при первом знакомстве с постановками «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки.
К этому же периоду относятся первые шаги Сука на дирижерском поприще. Успешное проведение одного из симфонических концертов в Колонном зале нынешнего Дома Союзов определило дальнейшее направление его артистической деятельности. Получив приглашение от частной оперы Андреева-Бурлака в Харькове занять пост дирижера, Сук оставляет работу в оркестре Большого театра и переезжает на Украину. Театральный сезон 1885/86 года в Харькове положил начало почти полувековой дирижерской деятельности Сука.

Преодолевая все сложности работы в провинциальном театре, где оркестр и хор были очень малочисленны, а состав солистов оставлял желать лучшего, дирижер быстро сумел добиться выдающихся успехов. Чайковский, присутствовавший в Харькове на спектаклях под его управлением, писал директору императорских театров: «Я положительно изумлялся его капельмейстерскому таланту».
С 1886 по 1889 год Сук руководил симфоническими концертами Русского музыкального общества в Таганроге, оставив глубокий след в культурной жизни города. Но работа в театре привлекала его больше, и он воспользовался первым же предложением. С различными частными оперными труппами на протяжении нескольких лет он объездил многие губернские города. Общественность Вильно, Киева, Харькова, Минска, Одессы, Казани, Саратова весьма радушно встречала дирижера. Пресса воздавала должное его великолепному мастерству, хотя и отмечала «несколько неумеренную энергию» во внешних приемах дирижирования. Подчеркивалось упорство в работе, умение с малыми силами создавать стройные ансамбли, тонкое понимание характера и стиля исполняемых произведений и стремление дирижера популяризовать прежде всего русские оперы, включая те, которые еще никогда не ставились на провинциальных сценах. Частные театры Москвы и Петербурга также приглашали к себе Сука для отдельных постановок.

Скрипач Сук
В. Сук


Осенью 1906 года Сук впервые появился за дирижерским пультом московского Большого театра, чтобы уже до конца своих дней не оставлять этого места. В первом же сезоне в Большом театре под управлением Сука кроме «Аиды» Дж. Верди, которой он дебютировал, шли «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Каменный гость» А. С. Даргомыжского. В следующем сезоне в его репертуаре появились «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова. Затем последовали его же «Майская ночь», «Золотой петушок», «Царская невеста». Оперы Римского-Корсакова с их красочным звучанием пользовались особенным вниманием дирижера: из пятнадцати опер композитора он исполнял семь. Причем «Садко», «Китеж» и «Золотой петушок» на сцене Большого театра впервые поставлены были именно Суком. Авторитет его рос от постановки к постановке. Римский-Корсаков, которому обстоятельства не позволили приехать на премьеру «Китежа», писал Вячеславу Ивановичу: «С полным спокойствием и уверенностью доверяю его Вашему таланту и опытности». Певцы ценили доброжелательную требовательность Сука и видели в нем опытного высокоодаренного руководителя.
К. А. Эрдели утверждала, что работа с ним даже для опытных музыкантов была «высшей школой оркестровой игры». Работоспособность Сука вызывала почтительное удивление — помимо работы в театре он часто выступал с симфоническими концертами. До 1914 года он десять лет подряд открывал концертные сезоны в Сестрорецке, а с 1915 — дирижировал летними симфоническими концертами в Москве на Сокольническом кругу. С отдельными программами выступал и в зимнюю пору. В симфоническом репертуаре, как и в оперном, Сук оказывал предпочтение русский классической музыке. Он исполнил сотни различных симфонических произведений и осуществил постановки всех наиболее значительных русских и западноевропейских опер (около пятидесяти).

На протяжении всей жизни Сук сочинял. Им написана опера «Лесной царь» (либретто Й. Фрича), посвященная Б. Сметане. Впервые она была поставлена (1900) на сцене Харьковского театра, в 1903 году под управлением автора прозвучала в Национальном театре в Праге. В музыке оперы, основанной на интонациях чешских народных песен, ощущается несомненное влияние Римского-Корсакова. О всем остальном наследии, включающем симфоническую ношу «Ян Гус», «Торжественный марш памяти Вагнера», «Серенаду» для струнного оркестра, камерные ансамбли, фортепианные пьесы (чешские танцы и другие), сольные и хоровые вокальные произведения, можно сказать словами Л. В. Собинова, что оно проникнуто «какой-то веселой бодростью и каким-то солнечным теплом».

Октябрьскую революцию Сук встретил на посту дирижера Большого театра. Не покидал его и в трудные годы гражданской войны, упорно отклоняя приглашения театров и оркестров разных стран. Он активно участвовал в культурном строительстве нашей страны, помогал своими знаниями и опытом во многих начинаниях. По приглашению К. С. Станиславского он в 1924 году взялся наладить музыкальную часть организованной им студии; часто выезжал с концертами; когда в полной мере восстановилась деятельность Большого театра, треть репертуара исполнялась под его руководством. В 1925 году ему было присвоено звание народного артиста республики.
Незадолго до кончины Сук побывал у себя на родине. Родственники уговаривали его остаться дома. Но прощаясь с ними в Праге на вокзале, Сук сказал: «Старый чех умирать едет в Москву!» Он искренне любил нашу страну — свою вторую родину. Его плодотворная полувековая деятельность обеспечила ему почетное место в истории русской музыкальной культуры.
3. Гулинская