Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

20 января
50 лет со дня открытия ЕРЕВАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ А. А. СПЕНДИАРОВА

 

 

В истории музыкально-театрального искусства Советской Армении Ереванский государственный академический театр оперы и балета имени А. А. Спендиарова занимает одно из ведущих мест.
Становление театра связано с именами видных деятелей армянского искусства: дирижеров Г. Будагяна, К. Сараджева, М. Тавризиана, режиссера А.Бурджаляна, вокалистов А.Даниэлян, Ш. Тальяна, Л. Исецкого-Иоаннисяна, балетмейстера И. Арбатова, художника М. Сарьяна и многих других.
День открытия театра был ознаменован премьерой оперы А. А. Спендиарова «Алмаст».
В 1935 году в театре была создана балетная труппа, первым спектаклем которой был балет «Лебединое озеро». С тех пор театр стал называться Театром оперы и балета, а в 1938 году ему было присвоено имя А. А. Спендиарова.

С первых же дней существования театра его главной задачей стало создание национального репертуара. Это требовало большой работы, поисков новых путей и форм. В 1935 году театр поставил в новой редакции оперу Л. Тиграняна «Ануш». Написанная в 1908—1912 годах, опера уже в то время пользовалась огромной популярностью в демократических кругах. Громадный успех имела она и в новой редакции. Только в сезоне 1935/36 года «Ануш» была исполнена сто раз. В эти же годы на сцене театра Пыли поставлены новые оперы армянских композиторов, среди них сказочно-сатирическая «Кадж Назap» (1935) А. Степаняна и комическая опера А. Айвазяна «Тапарникос» (1938); на тему гражданской войны и установления Советской власти в Армении были поставлены оперы А. Степаняна «Лусабацин» (1938) и опера К. Закаряна «Марджан» (1941). К этому времени относятся постановки новых балетов армянских композиторов, в которых удачно сочетались национальная музыка и танец с формами классического балета. Это балет А. Хачатуряна «Счастье» (1939), явившийся первым армянским балетом на советскую тему, и балет А. Тер-Гевондяна «Анаит» (1940) по одноименной народной сказке. В репертуаре театра — «Евгений Онегин», «Фауст», «Риголетто», «Кармен», «Паяцы», «Тоска»,  «Царская невеста», «Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Творческие достижения театра были высоко оценены музыкальной общественностью во время декады армянского искусства в Москве в октябре 1939 года, когда театр показал оперы «Ануш», «Алмаст», «Лусабацин» и балет «Счастье». Театр был награжден орденом Ленина. Большим событием в жизни театра стало открытие в 1940 году нового здания на 1250 мест, построенного по проекту академика А. И. Таманяна.
В годы Великой Отечественной войны театр осуществил такие значительные постановки, как оперы «Иван Сусанин», «Отел-ло», «Кер-Оглы», «Даней», «Гугеноты», балет «Кавказский пленник».
Осенью 1945 года в театре состоялись премьеры первой армянской оперы Т. Чухаджяна «Аршак II», созданной в 1868 году (Государственная премия 1945 года), оперы Л. Ходжа-Эйнатова «Намус» и балета «Хандут» на музыку А. Спендиарова. В 1947 году был поставлен балет А. Хачатуряна «Гаянэ» (Государственная премия 1947 года), получивший всеобщее признание и вошедший в репертуар многих советских и зарубежных театров.

В 50-е годы коллектив театра продолжал работать над несколькими произведениями армянских композиторов. Были поставлены оперы «Давид бек» А. Тиграняна, «Героиня» А. Степаняна (Государственная премия СССР, 1951), «Арцваберд» А. Бабаева, «Сое и Вардитер» В. Тиграняна, балеты «Севан» Г. Егиазаряна, «Мармар» Э. Оганесяна, «Сона» Э. Хагагортяна.

Вторая декада армянской литературы и искусства в Москве в июне 1956 года продемонстрировала новые творческие достижения театра, яркий расцвет национальной оперной и балетной культуры. На декаде были показаны оперы «Аршак II», «Ануш», «Давид бек», балет «Севан».
В 1957 году Ереванский государственный театр оперы и балета имени А. Спендиарова получил звание Академического.

Сегодня репертуару Ереванского, театра оперы и балета могут позавидовать многие театры страны. На его сцене, наряду с шедеврами русской и западной классики, ведущее место занимают произведения современных композиторов: оперы «Господин Минтоев в Париже» А. Айвазяна (1963), «Огненное кольцо» А. Тертеряна (1967), «Крушение» Г. Арменяна (1968), «Саят-Нова» А. Арутюняна (1969), «Сказка для взрослых» Э. Арутюняна (1970), «Человек из легенды» Г. Ахиняна (1971), балеты «Спартак» А. Хачатуряна (1961), «Золушка» С. Прокофьева (1963), «Три пальмы» на музыку А. Спендиарова, «Героическая баллада» на музыку А. Бабаджаняна, «Голубой ноктюрн» (1964), «Вечный идол» (1966, Государственная премия 1967 года), «Антуни» Э. Оганесяна (1969), «Прометей» Э. Аристакесяна (1967), «Озеро грез» Г. Егиазаряна (1968), «Бессмертие» К- Орбеляна (1969), «Гаянэ» А. Хачатуряна (новая редакция, 1971), «Симфония света» Э. Мирзояна (1974), опера-балет «Давид Сасунский» Э. Оганесяна (1976).
На сцене Ереванского театра впервые в Советском Союзе были поставлены «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1963), «Царь Эдип» И. Стравинского (1966), «Консул» Д. Менотти (1966).
Театр выступал на гастролях в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Киеве, Баку и других городах; балетная труппа выезжала в Мексику, Аргентину.
Коллектив театра, в котором выросли замечательные солисты, балетмейстеры, художники, дирижеры, находится в непрерывном творческом поиске.
К. Игнатьева