Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

16 июля
125 лет со дня рождения
Эжена ИЗАИ (1858—1931)

 

 

Э. Изаи — выдающийся бельгийский скрипач и композитор вошел в историю скрипичного искусства как последний яркий представитель романтического направления в этой области искусства, начало которому положил Н. Паганини; за ним последовали его младшие современники — Г. В. Эрнст и учителя Изаи — А. Вьетан и Г. Венявский. Яркая творческая индивидуальность Изаи, как и принадлежность этого музыканта к новому артистическому поколению, которого коснулось веяние импрессионизма, позволили ему не стать их эпигоном, а сказать свое новое слово и в исполнительстве, и в композициях, сохранивших художественное значение до наших дней.

Изаи прославился как превосходный исполнитель не только собственных сочинений, но и произведений Баха и Моцарта, Бетховена и Брамса, Франка и Сен-Санса, Шоссона и Дебюсси, Чайковского и Глазунова. Способность артиста к творческому перевоплощению при интерпретации музыки столь различных стилей роднит его с такими современными и близкими ему исполнителями, как Пабло Казальс, Джордже Энеску, Сергей Рахманинов. И в этом отношении его исполнительский стиль, пронизанный чертами импровизационности и лирического вдохновения, полный искренности и глубокого чувства, сближался с принципами реалистического искусства.

Изаи родился в шахтерском пригороде Льежа в семье ремесленника-портного, игравшего на скрипке и некоторое время занимавшегося в консерватории. Отец Изаи, возглавивший «семейный» оркестр, который радовал жителей окрестных сел, давал уроки музыки и уже с четырех лет стал обучать Эжена игре на скрипке. С семи лет одаренный скрипач учился в Льежской консерватории у Д. Хейнберга и одновременно играл в оркестре отца. Материальные затруднения семьи вынудили его в 1869 году покинуть консерваторию и продолжить занятия самостоятельно. По настоянию услышавшего его игру А. Вьетана, Эжен в четырнадцатилетнем возрасте возобновил занятия в Льежской консерватории (у Р. Массара) и вскоре был удостоен золотой медали. Занятия свои он продолжил в Брюссельской консерватории у Г. Венявского (1874— 1876), а затем у А. Вьетана — в Брюсселе и Париже (1876—1879). Творчески воспринял он лучшие черты исполнительского стиля своих учителей — артистизм, романтическую взволнованность, поэтичность и благородство фразировки, выразительность красивого певучего звука, яркую виртуозность.

В 1879—1883 году Изаи в качестве концертмейстера пришлось играть в известном берлинском оркестре Б. Бильзе, выступавшем в кафе. Хотя здесь исполнялась классическая музыка и Изаи регулярно выступал как солист, тем не менее он стремился к широкой концертной деятельности. Услышав его игру, А. Г. Рубинштейн настоял на уходе Изаи из оркестра и отправился с ним в совместное турне по Скандинавии. В 1882 году, по инициативе Рубинштейна, Изаи впервые и с огромным успехом выступил в Петербурге, а затем и в других городах России. Впоследствии бельгийский скрипач с благодарностью вспоминал то участие, которое принял в нем прославленный русский пианист, которого он называл одним из своих учителей.
Вскоре последовали столь же успешные концерты Изаи в Париже и других крупных городах Европы и Америки. Высокую оценку его дарованию и мастерству давали такие музыканты, как Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Шуман, й. Иоахим. Ему посвящали свои сочинения С. Франк, К- Сен-Санс, К. Дебюсси, В. д'Энди, Э. Шоссон, Г. Лекё, П. Дюка, Ж. Ионген и многие другие современные композиторы.
Изаи отдал много сил развитию музыкальной жизни Бельгии. С 1886 до 1898 гбда он состоял профессором Брюссельской консерватории. В Брюсселе он организовал квартет, который популяризировал камерное творчество современных композиторов — Франка, Д'Энди, Форе, Лекё; часто исполнялись этим ансамблем квартеты А. П. Бородина и П. И. Чайковского. Квартет, а также организованные Изаи в 1895 году симфонические концерты, которыми он сам дирижировал, имели большое просветительское значение; здесь, наряду с лучшими произведениями бельгийских композиторов, исполнялись сочинения М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. И. Танеева, А. К. Глазунова.

В России Изаи выступал на протяжении 1882—1912 годов -почти ежегодно. Русские критики (Н. Д. Кашкин, В. Г. Каратыгин, Ю. Д. Энгель, А. В. Оссовский и другие) высоко ценили этого артиста и как превосходного солиста, и как тонкого камерного музыканта.
Часто Изаи играл сонаты в ансамбле с А. Г. Рубинштейном, А. Н. Есиповой, С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзером, трио с С. В. Рахманиновым и А. А. Брандуковым или А. Б. Гольденвейзером и Б. О. Си-бором. В 1912 году в России Изаи исполнял Двойной концерт И. Брамса с П. Казальсом и Двойной концерт И. С. Баха — с Б. О. Сибором.
Война прервала плодотворную деятельность артиста на родине. Он уехал в Англию, затем в США. До 1922 года Изаи возглавлял консерваторию и руководил симфоническими концертами в Цинциннати. Последние годы жизни он провел на родине.

Среди многочисленных учеников Э. Изаи были А. Дюбуа, М. Крик-бум, П. Коханьский, В. Примроз, Л. Персингер, М. Г. Эрденко, М. И. Пресс, Н. С. Мильштейн и Другие.
Как композитор Изаи соединил в своем творчестве романтизм с чертами импрессионизма, классическое совершенство формы с элементами импровизационности. Сочинения его, преимущественно инструментальные (хотя есть среди них и опера «Пьер-рудокоп»), в основном предназначены для скрипки. Это — произведения в его излюбленном жанре поэмы (образцами для него служили романтические поэмы Ф. Листа), шесть сонат для скрипки соло и ряд художественных миниатюр. Поэмы Изаи носят программные названия; среди них «Элегическая поэма», «Сцена у прялки», «Зимняя песнь» и «Экстаз» для скрипки с оркестром или фортепиано, «Размышление» для виолончели с оркестром, «Дружба» для двух скрипок с оркестром, «Поэма-ноктюрн» для скрипки, виолончели и оркестра, «Изгнание» для смычкового оркестра без басов. Все эти сочинения сохранили свое художественное значение благодаря яркой выразительности, живой образности, совершенству формы и мастерскому использованию инструментальной техники, соответствующему содержанию музыки.

Л. Гинзбург