Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

25 июля
100 лет со дня рождения
Альфредо КАЗЕЛЛЫ (1883—1947)

 

 

Имя итальянского композитора А. Казеллы приобрело чрезвычайную популярность в 20—30-е годы нынешнего столетия. Исполнению его произведений повсюду сопутствовал неизменный шумный успех.
Горячий прием был оказан музыканту в нашей стране, куда он приезжал с гастролями в 1926 и 1935 годах; крупнейший советский ученый — академик Б. В. Асафьев — посвятил исследованию творчества итальянского мастера ряд своих статей.

Альфредо Казелла родился в семье потомственных музыкантов. Дед его был известным виолончелистом, отец, Карло Казелла, вел класс виолончели в Музыкальном лицее Турина, мать, Мария Бордино, слыла отличной пианисткой. Незаурядная музыкальная одаренность Альфредо проявилась очень рано. Уже в пятилетнем возрасте, занимаясь под руководством матери, мальчик играл наизусть все прелюдии и фуги И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира». Одиннадцати лет он дал свой первый сольный концерт.
В 1896 году тринадцатилетний Казелла поступает в Парижскую консерваторию, где занимается у таких видных мастеров, как Г. Форе (композиция), Л. Дьемер (фортепиано), К- Леру (гармония). Важное значение для развития художественных вкусов Казеллы, расширения его музыкального кругозора имела его дружба с Дж. Энеску и особенно с М. Равелем, а через него — знакомство с произведениями композиторов «Могучей кучки». Позже Казелла сделал оркестровое переложение фортепианной фантазии М. А. Балакирева «Исламей», получившее одобрительные отзывы самого автора, Римского-Корсакова и Глазунова.

Двадцатилетнее пребывание Казеллы в Париже — важный период в его творческой биографии. Юный музыкант сразу же окунулся в бурлящую атмосферу художественной столицы. Он участвовал в полемике между представителями созданной в те годы Певческой школы (Schola cantorum), пропагандирующими старинную полифоническую музыку, и последователями Дебюсси; постоянно посещал симфонические концерты М. Ла-муре и Э. Колонна, выступал как солист. В Париже Казелла стал свидетелем различных явлений современного искусства — кубизма в живописи, футуристических манифестов Маринетти, знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева. Здесь в разное время он встречался с Золя, Прустом, Роденом, Шаляпиным, Пикассо, Стравинским.

Самостоятельную творческую деятельность Казелла начал как пианист и дирижер. В 1906—
1908 годах он много гастролировал в качестве клавесиниста с ансамблем старинных инструментов, созданным А. Казадезюсом с целью воскрешения музыки XVI— XVIII веков. Дважды, в 1907 и 1909 годах, с ансамблем он побывал в России и в один из приездов играл в Ясной Поляне для Л. Н. Толстого.
Идейно-художественные убеждения Казеллы формировались в трудный период, когда в итальянской музыке происходили серьезные перемены. Опера к этому времени утратила свое ведущее значение, в творчестве большинства композиторов нового поколения главное место заняли инструментальные произведения, основанные на претворении старинных жанров. В Италии возникла особая разновидность неоклассицизма, связанная с возрождением национальной музыкальной классики XVII—XVIII веков — наследия Тартини, Монтеверди, Скарлатти, Вивальди. Одним из главных инициаторов этого возрождения стал Казелла.

Творческий облик художника поражает своей многогранностью, недаром современники называли его «Ното universalis» («универсальный человек»). Общепризнанный лидер современной итальянской музыки, один из крупнейших композиторов первой половины XX века, Казелла завоевал широкую известность и как исполнитель-пианист, дирижер и ан-самблист. С 1912 года он постоянно выступал на страницах музыкальных газет и журналов как критик и публицист. Большой интерес представляют исследовательские работы Казеллы: «Эволюция музыки в связи с историей совершенного каданса»», «Техника современного оркестра», «Политональность и атональность», монографии о Бахе, Бетховене, Стравинском, автобиографическая книга «Музыка моего времени», методический труд «Фортепиано».
Значительное место в своей музыкальной практике Казелла отводил педагогической работе. В 1915—1922 годах он преподавал в римском музыкальном лицее «Санта-Чечилия» (класс фортепиано), с 1933 года вел курс усовершенствования игры на фортепиано в академии «Санта-Чечилия», а также заведовал кафедрой фортепиано в академии «Киджана» в Сиене. При активном участии Казеллы были подготовлены новые издания классического репертуара пианистов.

И наконец, еще одна сфера разнообразнейшей деятельности музыканта — общественно-организаторская. В 1917 году он основал в Риме «Национальное музыкальное общество», преобразованное затем в «Итальянское общество современной музыки» (1919), а с 1923 года —в «Корпорацию новой музыки», секцию Международного общества современной музыки (МОСМ). Тогда же, в 1917 году, Казелла учреждает и.печатный орган общества— журнал «Ars nova».
Творческий путь Казеллы-композитора делится на два периода. Ранним его сочинениям (1910-е— начало 1920-х годов) присуща известная стилистическая пестрота. В них ощущается влияние Малера, Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля и Фальи. В ряде сочинений композитор использует додекафонную систему Шёнберга.
При всем этом разнообразии уже тогда в творчестве Казеллы заметно проступает тенденция, характерная для неоклассицизма, — обращение к старинным жанрам и формам. Как логическое продолжение этой линии и в то же время как произведение рубежное, открывающее новый этап в творчестве сорокалетнего художника, появляется Концерт для струнного квартета — блестящий образец соединения современных средств выражения со старинными формами.

Последующие инструментальные сочинения Казеллы отличаются яркой самобытностью и цельностью стиля. Таковы Партита для органа с оркестром, Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели, с оркестром, Серенада для квинтета, удостоенная первой премии на конкурсе камерных ансамблей в Филадельфии (1928). Свежестью и обаянием привлекают инструментальные дивертисменты «Скарлаттиана» для фортепиано и струнных и «Паганиниана» для оркестра.

Творческое наследие Казеллы включает и сочинения для театра (оперы и балеты), однако здесь он не достиг столь значительных результатов, как в области инструментальной музыки.  Из его опер наиболее интересна «Женщина-змея» (по сказке К. Гоцци), выдержанная в традициях оперы-буффа, но с использованием приемов современного музыкального письма.
Разносторонняя деятельность Казеллы продолжалась вплоть до его смерти в 1947 году. «.Я далек от мысли, «то жизнь моя являет нечто необычное, — писал композитор в своих воспоминаниях. — Это всего лишь жизнь человека, отдавшего все своему искусству и своей стране».

Т. Келдыш