Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

4 июля
100 лет со дня рождения Максимиллиана Осеевича ШТЕЙНБЕРГА (1883—1946)

 

 

М. О. Штейнберг — один из ярких представителей старшего поколения советских композиторов и вместе с тем живое связующее звено между русской классикой и советской музыкальной культурой.
Любимый ученик и последователь традиций Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, Штейнберг объединил в своем творчестве основные тенденции классической школы с новыми художественными явлениями.

Творческая биография Штейнберга тесно связана с музыкальной культурой Петербурга—Петрограда—Ленинграда. Он приехал в Петербург в начале века для продолжения научного и музыкального образования, начатого на родине, в Вильнюсе. В 1908 году Штейнберг окончил с золотой медалью консерваторию и университет (по факультету биологии). Начиная с этого времени он посвящает все свои силы воспитанию композиторских кадров и сочинению музыки. Следуя основным приемам школы Римского-Корсакова, Штейнберг воспитал не одно поколение композиторов. Среди его учеников имена таких выдающихся деятелей советской музыки, как Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, В. В. Щербачев, Е. Г. Брусиловский, С. С. Богатырев, В. П. Соловьев-Седой, М. А. Бихтер, В. А. Дранишников, С. В. Бархударян, Р. О. Меликян. Многое сделал Штейнберг и для пропаганды творческого наследия Римского-Корсакова. Ему принадлежит редакция посмертного издания музыкальных и литературных сочинений Римского-Корсакова. Крупной общественной заслугой Штейнберга является завершение им знаменитого труда Римского-Корсакова «Основы оркестровки». Отметим попутно, что ему принадлежит также роль завершителя и музыкального редактора оперы классика армянской музыки А. Спендиарова «Алмаст».
Творческое наследие Штейнберга значительно — около сорока опусов: два балета, пять симфоний, каприччио «В Армении», различные пьесы для оркестра, две оратории, два струнных квартета, ряд вокально-симфонических произведений, романсы, музыка для драматического театра.
В дореволюционном периоде в творчестве Штейнберга своеобразно скрестились академическая и импрессионистская линии.

К группе «академических» сочинений, в которых композитор варьировал художественные приемы Римского-Корсакова и Глазунова, можно отнести две первые симфонии, Первый квартет, вариации для оркестра, прелюд памяти Римского-Корсакова.
Расширение творческого горизонта композитора наступает в 1910-х годах, в период его сближения с известным художественным объединением «Мир искусства», в период расцвета «Русских сезонов» С. П. Дягилева и появления первых балетов И. Ф. Стравинского — «Жар-птица» и «Петрушка». К этому времени относится создание Штейнбергом драматической фантазии «Бранд» (по Г. Ибсену), балета «Метаморфозы» (либретто Л. Бакста по Овидию, художник М. Добужинский), оратории «Небо и земля» (по Дж. Байрону) на основе эскизов из записных книжек Римского-Корсакова, романсов на слова К- Бальмонта, музыки к пьесе М. Метерлинка «Принцесса Мален» (художник Н. К. Рерих) для постановки Александрийским театром в Петербурге.

В этих произведениях Штейнберг показывает себя мастером архитектоники и тонкого интерпретатора импрессионистской гармонии и инструментовки.
Наиболее широко и многогранно развернулся талант Штейнберга — композитора, педагога, дирижера (с 1923 года) в советскую эпоху. С первых же лет революции он стремится к воплощению тем современности и к опоре в своем творчестве на народно-песенный материал. В 30-х годах возникают такие ярко реалистические произведения Штейнберга, как Третья симфония (1928), Четвертая симфония — «Турксиб» (1933) — первый образец симфонизации казахского мелоса. И наконец, балет «Тиль Уленшпигель» (1936) — произведение свежее, оптимистическое, насыщенное фламандскими и испанскими песенными и танцевальными мелодиями и ритмами, которые составляют единый сплав с оригинальным музыкальным языком самого композитора.
Широкую известность принесли Штейнбергу «Песни народов СССР» (1930—1931) для голоса с оркестром, где глубоко раскрыта природа народного мелоса.

Вершиной творчества Штейнберга явились каприччио «В Армении» (1940) и Пятая симфония (симфония-рапсодия), созданная композитором в 1942 году в Ташкенте, где находилась в годы Великой Отечественной войны Ленинградская консерватория. В этих сочинениях Штейнберг предстает замечательным мастером симфонизма, художником тонко постигающим мир народного искусства. Опираясь на народные темы, композитор умело воссоздает в обоих произведениях историю, быт, картины природы Армении и Узбекистана, раскрывает богатый духовный мир человека советской эпохи, братство народов Советского Союза. Пятая симфония имеет особое значение. Это было первое симфоническое произведение узбекской музыки — музыкальной культуры, основой которой, как известно, является одноголосие.
За выдающиеся заслуги в деле развития советской музыкальной культуры М. О. Штейнбергу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста Узбекской ССР.
О. Томпакова