Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

9 июля
50 лет со дня рождения
Нодара Калистратовича ГАБУНИЯ

 

 

Широко образованный музыкант, композитор, пианист, педагог и общественный деятель Н.К. Габуния занимает видное место в , музыкальной жизни республики.

Габуния родился в Тбилиси в семье известного советского геолога, профессора Тбилисского университета, основоположника прикладной геологии в Грузии. С раннего детства он проявил неудержимое влечение к музыке: в семилетнем возрасте начал учиться игре на скрипке, а затем — на фортепиано. Примерно к тому же времени относятся и его первые композиторские опыты. После окончания Тбилисской Центральной музыкальной школы по классу фортепиано он поступил в Тбилисскую консерваторию, где занимался у известного грузинского композитора И. И. Туския. Затем он перевелся в Московскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям—в 1957 году цо классу фортепиано А. Г. Гольденвейзера, а в 1962 году по классу композиции А. И. Хачатуряна. Здесь же он прошел курс аспирантуры как пианист.
Годы учебы для начинающего музыканта были временем открытий. Именно так воспринимал он ознакомление с произведениями Баха, Бетховена, Шумана, Вагнера, с грузинскими народными песнями, интерес к которым в свое время в нем пробудил И. И. Туския, и наконец, встреча с сочинениями Б. Бартока, чьи эстетические принципы и музыкальный стиль оказали существенное влияние на формирование творчества Габуния.

Уже первые значительные произведения, созданные им в консерваторские годы, — «Фрески», «Импровизация и токката» для фортепиано, пьеса для скрипки и фортепиано, квартет для духовых инструментов, Первый фортепианный концерт — выявили новаторские устремления автора, ищущего для своих замыслов новые наиболее современные формы воплощения.

Творческие искания Габуния особенно большим успехом увенчались в его вокально-инструментальной юмореске «Басня» для трех солистов — певцов, чтеца и инструментального септета. Созданная в 1964 году по произведению «Строители деревни» выдающегося грузинского писателя XVII века Сулхана-Саба Орбелиани, она пользуется неизменным успехом как в СССР, так и за рубежом; в 1965 году была удостоена Международной премии ЮНЕСКО, а в.1973 году — первой премии на конкурсе 3-й Международной музыкальной трибуны стран Азии и Алма-Ате. Опираясь на наиболее близкие к своей творческой натуре пласты грузинской народной музыки — на гурийские и мен-грельские песни, автор в «Басне» достигает органического синтеза элементов фольклора с новыми музыкально-выразительными средствами и создает ярко современное по форме и музыкальному стилю, глубоко национальное по колориту произведение.
Тенденция к открытию новых возможностей воплощения современной тематики, к обновлению музыкальных образов и средств выражения получает развитие и в последующих симфонических и камерных (инструментальных и вокальных) произведениях автора: в симфонии, во Втором фортепианном концерте, в двух фортепианных сонатах, в сонате для трубы, фортепиано и ударных, в струнном квартете, в вокальном цикле «Стансы», в музыке для органа и т. д. Яркая творческая индивидуальность и характерная манера письма автора получили проявление и в его музыкально-сценических сочинениях: двух опереттах и музыке к драматическим спектаклям. Ему принадлежит также музыка к восьми кинофильмам, среди которых «Повесть об Иване Которашвили».

Исполнительская деятельность Габуния отмечена постоянным расширением и обогащением репертуара произведениями композиторов различных эпох и стилей. Отличный пианист, глубокомыслящий музыкант, он всегда находит новые интересные ракурсы в образно-эмоциональном строе исполняемых им произведений. В этом отношении знаменателен цикл из семи концертов, проведенный Габуния в 1970 году, в котором он впервые в истории грузинского исполнительского искусства охватил все сонаты Бетховена.
Педагогическую деятельность Габуния ведет с 1962 года в Тбилисской консерватории, где он с 1965 года возглавляет фортепианную кафедру.

Габуния — автор критических статей, в которых он со свойственной ему принципиальностью и знанием вопроса освещает актуальные проблемы грузинской советской музыки, творчества молодежи, исполнительского искусства. За плодотворную, многостороннюю деятельность, заслуги в развитии грузинской советской музыкальной культуры ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.
Л. Какабадзе