Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 июня
75 лет со дня рождения
Бориса Григорьевича ЕРЗАКОВИЧА

 

 

«Когда мы говорим о советской музыке как о явлении принципиально новом, то обязательно обращаемся мыслью к тем, которые вложили много труда в ее зарождение, становление и развитие. Это имена многих композиторов разных республик, без которых наша многонациональная музыка просто немыслима». Эти слова выдающегося композитора современности Т. Н. Хренникова вполне можно отнести к Б. Г. Ерзаковичу, члену-корреспонденту Академии наук Казахской ССР, доктору искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Казахстана, композитору и музыковеду.

Ерзакович родился в Акмолинске (ныне Целиноград) в семье потомственных музыкантов — мать была профессиональной скрипачкой, дед— скрипач и дирижер, а первым учителем был политработник Красной Армии А. Э. Бимбоэс, который еще до А. В. Затаевича стал записывать казахские песни.
С четырнадцати лет начал Борис Григорьевич свою трудовую деятельность в оркестре своего деда в Петропавловске, затем в 1930 году окончил Омский музыкальный техникум по классу фортепиано, приехал в Петропавловск и стал работать пианистом в Радиостудии. В 1931 году Городской комитет партии Петропавловска посылает Ерзаковича учиться в Москву на Всесоюзные курсы редакторов радиовещания. Там ему посчастливилось встретиться с А. В. Затаевичем. Выдающийся фольклорист обратил внимание на молодого музыканта из Казахстана и убедил его серьезно заняться записью и изучением казахской народной музыки.

После окончания курсов Борис Григорьевич был направлен в Алма-Ату в Казахский радиокомитет, где с сентября 1931 года стал работать пианистом и музыкальным редактором казахской музыкальной редакции и где впервые началась его деятельность музыкального этнографа. В течение ряда лет он записывал казахские песни от выступающих по радио певцов, объездил почти все области Казахстана, где записал более двух с половиной тысяч народных песен и кюев. Свои записи, тщательно сверяемые с исполнителями, он лично подтекстовывал и давал к ним полную научную паспортизацию.

Композитор Ерзакович
Б. Г. Ерзакович

Во время экспедиций по республике Ерзакович близко познакомился с бытованием музыки в семейной и общественной жизни народа, а также общался с виднейшими народно-профессиональными деятелями искусства. Особенно тесно сдружился он с выдающимися представителями народной музыкально-поэтической культуры: К. Азербаевым, А. Кашаубаевым, Е. Беркимбаевым, К. Лекеровым, М. Тырбиевым, И. Аубакировым, Ш. Абеновым, К. Байжановым, Т. Ибрагимовой.
В радиокомитете началась и творческая деятельность Ерзакевича. Здесь он начал обрабатывать народные песни для солистов и фортепиано, хора, разных инструментов; сочинял оригинальные массовые песни, среди которых стали очень популярными «Айна кыз», «Марш Амангельды», «Первое Мая» и другие. Наряду с песнями в историю казахской музыки вошли его произведения для симфонического оркестра — поэма «Тулеген Тохтаров», «Увертюра на казахские темы»; для фортепиано — Вариации на народную тему «Япурай», соната, посвященная памяти Героя Советского Союза Маншук Маметовой; два струнных квартета, много хоровых и камерно-вокальных произведений.

В 50-х годах в результате многолетнего изучения народной музыки и на основе личных записей Ерзакович опубликовал музыкально-этнографические сборники «Народные песни Казахстана», «Казахские советские народные песни», сборники песен народно-профессиональных композиторов Абая, Биржана, Ахана, Мухита, Жаяу Мусы, Ибрая. Одновременно с этим народная музыка стала основной темой его научных исследований. Он автор ряда трудов по истории и теории казахской народной музыки, среди которых выделяются книги и брошюры:
«Творческие связи казахской и русской музыки», «В созвездии музыкальных культур», «Революционные песни казахского народа», монографии — «Песенная культура казахского народа» (1966), «Музыкальное наследие казахского народа» (1979). В этих и других трудах им разработана наиболее полная классификация жанров казахского песенного творчества, выявлены разновидности воплощения в музыке эпических и исторических сказаний, теоретически обосновано национальное своеобразие казахского песенного мелоса, дана характеристика многих народных композиторов.
Большую ценность представляют труды Ерзаковича о казахской профессиональной музыке — книга «Казахская советская музыка», написанная в соавторстве с А. Жубановым и автором этой статьи, удостоена премии имени Ч. Ч. Валиханова Академии наук Казахской ССР (1975). Ерзакович — автор разделов о казахской музыке в «Истории Казахской ССР», «Истории музыки народов СССР», «Казахской Советской энциклопедии», Большой советской энциклопедии и многих других фундаментальных изданиях. Его труды постоянно находят широкое практическое применение в музыкальных учебных заведениях, используются в исследованиях музыковедов, в творчестве композиторов.
Много труда вложил Ерзакович в воспитание национальных музыкальных кадров. Свыше двадцати пяти лет вел он специальный курс истории казахской музыки в Алма-атинской консерватории имени Курмангазы, под его научным руководством пятнадцать аспирантов защитили диссертации на ученую степень кандидата искусствоведения и педагогических наук. Как авторитетный ученый он часто выступает оппонентом кандидатских и докторских диссертаций.

Ерзакович известен и как музыкально-общественный деятель. Он был одним из организаторов Союза композиторов Казахстана (1939); много лет был его ответственным секретарем, постоянно избирается членом правления и делегатом всех съездов композиторов СССР.
За плодотворную научную, творческую и общественную деятельность Б. Г. Ерзакович награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалями и Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Казахской ССР.

М. Ахметова