Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

Н.Римский-Корсаков

О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

21 июня
75 лет со дня смерти
Николая Андреевича РИМСКОГО-КОРСАКОВА (1844—1908)

 

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в маленьком провинциальном городке Тихвине. Родители, принадлежавшие к дворянской среде, были далеки от художественных интересов и менее всего предполагали, что сын их станет музыкантом. По семейной традиции его готовили к службе во флоте (моряками были дядя и старший брат). Музыкой он занимался сначала с соседкой, потом с гувернанткой близких знакомых и с ученицей этой гувернантки. Это было все, что могла предоставить одаренному ребенку семья в условиях провинциальной глуши.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков переехал в связи с поступлением в Морской корпус, он посещает оперный театр, слушает концерты, восхищается операми Глинки, симфониями Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — Ф. А. Канилле, отличный пианист и культурный музыкант. Именно он навел Римского-Корсакова на мысль заняться сочинением, познакомил его с М. А. Балакиревым, вокруг которого группировался кружок молодых композиторов— М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, позднее присоединился А. П. Бородин. Никто из них не имел специальной музыкальной подготовки. Система, по которой они обучались, заключалась в том, что сразу ставилась ответственная задача, под руководством Балакирева и в товарищеских обсуждениях решались все сложности. Римский-Корсаков начал с сочинения симфонии.
Тем временем молодой композитор закончил Морской корпус и отправился в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся только через три года. Продолжая работать в области симфонической музыки, он создал в 60-е годы сочинения на народные темы — «Увертюру на три русские песни» и «Сербскую фантазию», программные — музыкальную картину «Садко» (на былинный сюжет) и оркестровую сюиту «Антар» (по восточной сказке О. И. Сенковского). Развернулась работа над исторической оперой «Псковитянка».

Чутье гениального музыканта помогало Римскому-Корсакову овладеть многим; он постиг и музыкальную форму, и оркестровку, и приемы сочинения, миновав школьную основу. И никому —ни директору консерватории, пригласившему Римского-Корсакова в качестве профессора по классу свободного сочинения, ни его ученикам не приходило в голову, что композитор, создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, чьи произведения звучали в концертах и успех сопутствовал их исполнению, что этот композитор порой не был знаком с элементарной терминологией и не знал самых азов музыкальной науки. «Мне помогало то, — вспоминал он, — что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли меня раскусывать, я уже кое-чему по-научился. Итак, незаслуженно поступив в консерваторию профессором, я вскоре стал одним из лучших ее учеников, а может быть, и самым лучшим — по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала».

Мировоззрение и эстетические взгляды Римского-Корсакова сформировались в 60-е годы под влиянием «Могучей кучки» (так В. В. Стасов назвал Балакиревский кружок). Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, круг тем и образов его творчества.
В 70-е годы деятельность Римского-Корсакова приобретает широкий размах: он преподает в консерватории и целеустремленно работает над совершенствованием композиторской техники, является инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884) и дирижирует симфоническими концертами, занимает пост директора Бесплатной музыкальной школы и готовит к изданию (вместе с Балакиревым и А. К. Лядовым) партитуры опер Глинки, занимается записью и обработкой народных песен (изданы два сборника). Обращение к русскому музыкальному фольклору помогло композитору преодолеть скованность и умозрительность некоторых его сочинений, возникшие в результате усиленных занятий техникой композиции.

В двух следующих операх — «Майская ночь» и «Снегурочка» получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народной музыке, народным обрядам, его восхищение красотой и мудростью природы. Творчество 80-х годов в основном представлено симфоническими сочинениями: «Сказка», симфониетта и фортепианный концерт (оба — на народные темы), а также знаменитые «Испанское каприччио» и «Шехеразада». Вместе с тем Римский-Корсаков работает в Придворной певческой капелле (в 1883—1894 годах он — помощник управляющего) и массу времени и сил отдает работе над подготовкой к исполнению и изданию опер своих умерших друзей — «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта работа над оперными партитурами и обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.
К опере композитор возвращается лишь в 1889 году, создав феерическую «Младу», но с середины 90-х годов одна за другой следуют «Ночь перед рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», музыкально-драматический пролог к «Псковитянке» — одноактная «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста». В 1900-е годы создаются «Сказка о царе Салта-не», «Кащей бессмертный», «Сервилия», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже» и наконец «Золотой петушок».
Всю жизнь композитор обращался и к вокальной лирике. В семидесяти девяти его романсах представлена поэзия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К-Толстого, Л. А. Мея, А. А. Фета, а из зарубежных авторов — Г. Гейне и Дж. Байрона.

Творчество Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Китеж»), и сферу бытовой драмы, лирическую («Пан воевода», «Царская невеста», «Сервилия»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада») и других национальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), запечатлело картины вечно прекрасной природы. Но наиболее ярко проявилось оно в области фантастики, сказочности, многообразных связях с русским народным творчеством. Раскрывая в своих произведениях стремление народа к счастью и веру в светлые идеалы, в торжество добра и справедливости, композитор создал ряд прекрасных образов: народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»), целую галерею обаятельно-чистых, нежных героинь (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «-Царской невесте», Царевна в «Кащее бессмертном», Феврония в «Китеже»). Сложившийся в 60-е годы, композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. Прославляя силы народа («Псковитянка», «Китеж»), в преддверии революции 1905 года и последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков создает оперы «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличительные картины, злая политическая сатира на царящую в России политическую реакцию. Более сорока лет длился творческий путь композитора. Начав его как продолжатель традиций Глинки, Римский-Корсаков и в начале XX века достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре.
Деятельность Римского-Корсакова поражает своей многогранностью: композитор, дирижер и общественный деятель, автор рецензий, теоретических трудов и редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.
 
За тридцать семь лет работы в консерватории у него училось более двухсот композиторов: Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Череп-нин, Гречанинов, Мясковский, Прокофьев и многие другие. Влияние Римского-Корсакова прослеживается вплоть до наших дней в различных школах многонациональной советской , музыкальной культуры. Наследие великого русского композитора стало достоянием всего мира; музыка его звучит в оперных театрах и концертных программах, покоряя глубиной содержания, высокими этическими идеалами и художественным совершенством.
Е. Гордеева