Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

П.Чайковский



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

18 марта
25 лет со дня открытия
МЕЖДУНАРОДНОГО
КОНКУРСА
ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

 

 

Международные конкурсы — одна из интереснейших страниц в истории мировой музыкальной культуры. Конкурсы — это не только встречи со многими талантливыми музыкантами, это и контакты между народами и государствами, и сближение различных национальных культур, и обмен передовыми художественными идеями и методами. На всемирных музыкальных форумах складывается объективная общественная оценка наиболее заметных явлений музыкального искусства. Международные конкурсы всегда убедительно свидетельствовали о стремлении прогрессивных музыкантов мира к творческому содружеству, к поддержке и поощрению всех истинно художественных, передовых и творчески перспективных начинаний.
История международных конкурсов насчитывает девять десятилетий: начало ее связано с именем Антона Рубинштейна, учредившего в 1890 году первый всемирный конкурс пианистов и композиторов. К числу наиболее авторитетных международных состязаний, происходящих в последующие годы, относится организованный в 1927 году конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве, Брюссельский конкурс скрипачей имени Э. Изаи (1937), конкурс имени М. Лонг и Ж. Тибо во Франции (1943). Послевоенные годы стали периодом интенсивного развития различных форм соревнования во всех областях художественной и культурной жизни. Возрастающее значение культуры социалистических стран, развитие интернациональных музыкальных связей выдвигали задачу организации международного конкурса в Советском Союзе. Конкурс был учрежден в 1956 году; ему было присвоено имя великого русского композитора П. И. Чайковского.
Новый конкурс свидетельствовал о расцвете музыкальной культуры в нашей стране, о возрастающей роли Москвы в музыкальной жизни всего мира. Это предопределило широкий интерес, который сразу же вызвал конкурс. Его популярности способствовало также и то, что он был назван именем П. И. Чайковского.

Председатель Организационного комитета конкурса Д. Д. Шостакович писал: «Предельно искренняя, глубоко человечная музыка великого русского композитора стала символом совершенства композиторского творчества, раскрывающего мысли и чувства простых людей. Музыка Чайковского — его гениальные оперы, балеты, симфонии, концерты, струнные квартеты, романсы необычайно популярны во всем мире».
Открытие конкурса состоялось 18 марта 1958 года в Москве. Его успех превзошел самые смелые ожидания. Он не только выявил новые яркие таланты, не только дал богатейший материал музыкально-познавательного и педагогического характера, но также явился событием большого общественно-культурного значения. Это был подлинно всенародный праздник музыки. Уже в ходе конкурса стало ясно, что подобное событие не может остаться единичным, случайным, что в нем заложено начало новой традиции в истории современного исполнительства. С тех пор по решению правительства СССР конкурс проводится каждые четыре года. Неизменно растут и масштабы этого соревнования: если в первом конкурсе участвовали только пианисты и скрипачи, то на втором конкурсе к ним присоединились виолончелисты, а на третьем вместе с инструменталистами выступили и певцы. Увеличивается и число участников конкурса: в 1958 году—61 исполнитель из 22 стран, в 1962— 131 музыкант из 31 страны, в 1966 — 200 из 36 стран, в 1970 — 202 из 32 стран, в 1974 — 204 из 30 стран, в 1978 году в конкурсе участвовали 281 исполнитель из 37 стран. Каждый конкурс приносит москвичам знакомство с разными исполнительскими школами, с новыми яркими артистическими дарованиями.

Высокий уровень московского конкурса подтверждается и тем, что в нем, наряду с юными участниками, регулярно участвуют лауреаты и даже победители других международных конкурсов. На первом конкурсе действовало правило, согласно которому участники, уже завоевавшие прежде высшие награды на других международных соревнованиях, освобождались от участия в первом туре. Впоследствии это правило было отменено. По этому поводу прославленный скрипач, профессор Л. Коган замечает: «Причина присутствия первых ясна всем: выдвинуться, показать свои возможности, набраться опыта. Но что же приводит на конкурс вторых? Дело, в том, что ни один конкурс не дает молодым артистам столь широких возможностей раскрыть свой талант и приобрести столь прочное имя в музыкальном мире, как конкурс имени Чайковского. Можно сказать, что победитель московского соревнования уже в момент вручения ему премии становится артистом с мировым именем».

Победа на конкурсе имени Чайковского — значительная веха в биографии каждого молодого музыканта, лучшая путевка в творческую жизнь. Большинство лауреатов московского конкурса ведут широкую концертную деятельность, выступают в лучших оперных театрах мира. Достаточно назвать таких зарубежных артистов, как Ван Кдайберн и Джон Огдон, Штефан Руха и Йоко Кубо, Джейн Марш и Вероника Тайлер. А блестящая плеяда советских исполнителей, чьи имена «открыл» конкурс Чайковского? Имена обладателей золотых медалей Валерия Климова, Бориса Гутникова, Натальи Шаховской, Виктора Третьякова, Каринэ Ге-оргиан, Владимира Крайнева широко известны на советской концертной эстраде и за рубежом; неизменный интерес слушателей разных стран.вызывает творческая деятельность таких замечательных советских певцов, как Владимир Атлантов, Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко.
Выступления участников конкурса оценивают высокоавторитетные жюри, состоящие из крупнейших музыкантов, лучших представителей музыкальной культуры СССР и зарубежных стран. При этом в жюри входят не только виднейшие педагоги и исполнители мира, но и композиторы. Так, например, в жюри первого конкурса участвовали такие выдающиеся музыканты, как Э. Гилельс, Д. Кабалевский, Г. Нейгауз, С. Рихтер, Д. Ойстрах, А. Хачатурян (СССР), П. Владигеров (Болгария), Дж. Джорджеску (Румыния), Ж- Сикейра-Коста (Португалия), К. Цекки (Италия), Е. Цимбалист (США) и многие другие.
Большой сложностью, насыщенностью, стилистическим и жанровым разнообразием отличаются программы конкурса имени Чайковского по всем специальностям. Значительное место в них занимают произведения П. И. Чайковского. Вместе с тем конкурсный репертуар включает широкий круг произведений классической русской и зарубежной музыки, сочинения советских авторов и современных композиторов других стран. С годами в конкурсных программах постепенно возрастает удельный вес советской музыки. Некоторые произведения специально создаются к конкурсу по заказу Оргкомитета и исполняются в качестве обязательной пьесы по каждой специальности. Это, несомненно, способствует популяризации советской концертной литературы.

Конкурс имени Чайковского быстро завоевал популярность и признание у большой слушательской аудитории. Как правило, на конкурс съезжается много почетных гостей, в преддверии соревнования проводится целый ряд мероприятий, сопутствующих этому событию и превращающему его в настоящий музыкальный фестиваль. Все это способствует созданию праздничной атмосферы и ставит конкурс в центр внимания общественности. Проведение конкурсов имени П. И. Чайковского стало неотъемлемой частью художественной жизни страны, источником ее постоянного обновления и обогащения.
И. Рябова