Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

28 марта
75 лет со дня рождения
Анатолия Никодимовича ДМИТРИЕВА (1908—1978)

 

 

Среди советских музыковедов, начинавших свой творческий путь в 30-е годы, особое место занимает профессор Ленинградской консерватории А. Н. Дмитриев. Его почти полувековая деятельность в самых различных областях музыкознания отличается широтой и универсальностью: фундаментальные теоретические исследования перемежаются критико-публицистическими статьями, разработки новых лекционных курсов в консерватории дополняются просветительскими беседами перед самой широкой аудиторией, огромная работа по редактированию нотных и книжных изданий совмещаются с разнообразной педагогической и общественной деятельностью.
Сочетание глубоких энциклопедических знаний, исполнительского артистизма, высокой профессиональной требовательности и неиссякаемой душевной щедрости, доброты и отзывчивости — все это делало личность Дмитриева чрезвычайно притягательной для всех, кому посчастливилось знать его, учиться у него, работать с ним рядом.

Дмитриев родился в 1908 году в Саратове, в семье школьного учителя пения. В 1927 году он окончил Саратовскую консерваторию как пианист и теоретик и поступил в Ленинградскую консерваторию, где его учителями были Б. В. Асафьев, X. С. Кушнарев, В. В. Щербачев и другие музыканты. Здесь с 1932 года началась педагогическая деятельность Дмитриева, которая продолжалась до последних дней его жизни и прервана была только в годы войны, когда музыкант находился в рядах Красной Армии (1941— 1946). Он воевал в танковых частях, затем в стрелковом полку 281 стрелковой дивизии, а с 1942 года был назначен художественным руководителем ансамбля 54-й армии Ленинградского фронта. Свыше двух с половиной тысяч концертов классической музыки дал этот коллектив на передовой линии фронта. За свою деятельность во время войны Дмитриев был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда».

В 1946 году, после демобилизации, Дмитриев вновь вернулся к педагогической деятельности в Ленинградской консерватории и к исследовательской работе. Многолетнее изучение рукописного наследия А. П. Бородина завершилось в 1948 году исследованием «Рукописи Бородина» (опыт анализа его творческого метода), которое было защищено как кандидатская диссертация. (Фрагменты опубликованы в журнале «Советская музыка» № 10, 11, 1951, в ежегоднике «Памятники культуры», 1977.)
В 1957 году к столетию со дня смерти М. И. Глинки выходит в свет книга Дмитриева — «Музыкальная драматургия оркестра Глинки». Тогда же Дмитриев завершает свой капитальный труд «Полифония как фактор формообразования (на материале русской и советской музыки)». В 1965 году он защитил эту книгу как докторскую диссертацию.
Параллельно с крупными работами создается множество статей для различных сборников, таких, например, как «55 советских симфоний», «Советская симфония за 50 лет» (1967), «Л. В. Николаев» (1979), «Кара Караев» (1978) и т. д. Целую серию работ Дмитриев посвящает своему учителю Б. В. Асафьеву: «Балетное творчество Асафьева» (в сборнике «Музыка и хореография современного балета», вып. 1, 1974), «Мой дорогой учитель» (в книге «Воспоминания об Асафьеве», 1974), «Б. В. Асафьев и его балет „Ашик-Кериб"» (в книге «Ашик-Кериб»). Дмитриев является редактором-составителем, автором вступительной статьи и комментариев в издании работ Асафьева «О балете» (1974), «Путеводитель по концертам» (1978) и других. В 30—40-е годы, работая музыкальным редактором ленинградского радио, Дмитриев был инициатором, художественным руководителем и дирижером различных музыкальных передач, в которых впервые прозвучали малоизвестные сочинения Асафьева — оперы «Казначейша» (по Лермонтову), «Минин и Пожарский» (либретто М. Булгакова), «Гроза» (по драме Островского) и др.
Много времени и сил отдавал Дмитриев редакторской работе. Им отредактированы тридцать два тома академического издания Полного собрания сочинений П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, клавиры «Хованщины» М. П. Мусоргского, балеты «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева, опера «Воццек» А. Берга.

Дмитриев—автор фортепианных переложений различных оркестровых сочинений для хрестоматии «История русской музыки в нотных образцах» и для «Антологии по истории музыки народов СССР», а также всех пятнадцати квартетов Шостаковича с теоретическим анализом каждого квартета.
В последние годы жизни Дмитриев трудился над тремя работами, которые явились обобщением и итогом его многолетней педагогической и лекторской деятельности в консерватории. Это «Хрестоматия по полифонии», «Программа по оперной драматургии» (для оперно-режиссерских факультетов консерватории) и книга учебного характера «Оперная драматургия», предназначенная для музыкантов, деятельность которых связана с музыкальным театром. (Все эти исследования в основном закончены и находятся в архиве А. Н. Дмитриева.)

Наконец следует сказать и о собственно педагогической работе
Дмитриева, которая заключалась не только в чтении и разработке лекционных курсов по различным предметам, но и в подготовке большого количества научных кадров. Под руководством Анатолия Никодимовича написаны и защищены десятки- дипломных работ и диссертаций.
В течение двадцати пяти лет Дмитриев возглавлял государственные экзаменационные комиссии в консерваториях многих городов страны, был членом двух советов по защите диссертаций. Постоянно выезжая в различные города страны, в Союзные республики, он читал там лекции для студентов и педагогов и безотказно консультировал по любому вопросу музыки всех, кто в этом нуждался, за что снискал огромное уважение, авторитет большого ученого-энциклопедиста, признательность и любовь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1953 году за многолетнюю безупречную работу по воспитанию молодых кадров А. Н. Дмитриев был награжден орденом «Знак Почета». В Ленинградской консерватории его имя присвоено классу, в котором он всегда занимался.
Н. Салнис