Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

29 марта
75 лет со дня рождения
Владимира Аркадьевича КАНДЕЛАКИ

 

 

В. А. Канделаки широко известен как первоклассный оперный певец и режиссер, ярко талантливый артист оперетты, признанный мастер советской эстрады. Он родился в Тбилиси, здесь же в 1928 году окончил вокальный факультет консерватории по классу выдающегося педагога профессора Е. А. Вронского. В том же году Канделаки приехал в Москву, выдержал экзамены в ГИТИС и, будучи студентом, получил приглашение в труппу Музыкальной студии МХАТ (ныне — Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Здесь молодой артист встретился с замечательным режиссером Вл. И. Немировичем-Данченко и под его руководством делал свои первые шаги на сцене, постигал тонкости актерского искусства — тайны «поющего актера», прежде всего в поисках жизненной правды на сцене, в стремлении к органическому синтезу вокально-сценического мастерства с пластической выразительностью.
Репертуар певца поистине огромен и разнообразен. Канделаки с одинаковым успехом выступает в ролях комедийного и драматического плана. Художник широкого творческого, диапазона, он великолепно владеет искусством сценического перевоплощения. Об этом говорят и его образы — выразительные, сочные, убедительные: Сальери («Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова), Стефан («Цыганский барон» И. Штрауса), Калхас («Прекрасная Елена» Ж- Оффенбаха), Гвидо де Монфор («Сицилийская вечерня» Д. Верди), Олендорф («Нищий студент» К- Миллекера), Султанбек («Аршин Мал алан» У. Гаджибекова), Скарциа («Тоска» Д. Пуччини), Сако («Кето и Котэ» В. Долидзе). Особое внимание певец постоянно уделяет работе над партиями в оперных произведениях советских композиторов. Совсем молодым он создал выразительный образ Бориса Тимофеевича в опере Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». За ним последовали Сторожев («В бурю» Т. Хренникова), Тарас («Семья Тараса» Д. Кабалевского), за исполнение которого артисту была присуждена Государственная премия СССР, Наполеон («Война и мир» С. Прокофьева), Магара («Виринея» С. Слонимского) и многие другие.

Режиссерский дебют Канделаки состоялся в 1943 году. На сцене
Тбилисского оперного театра он поставил оперетту Ж. Оффеибаха «Перикола». Немало постановок он осуществил на сцене родного театра — Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и среди них — «Кето и Котэ» В. Долидзе, «Тоска» Д. Пуччини, «Нищий студент» К- Миллекера и другие.

Высокая профессиональная культура Канделаки — актера и режиссера музыкального театра — проявилась во время работы в Московском театре оперетты, где в 1954—1964 годах он являлся главным режиссером. Мастер эффектного, красочного, нарядного театрального зрелища, Канделаки поставил здесь «Белую акацию» И. Дунаевского, «Веселую вдову» Ф. Легара, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина и другие оперетты. Он был одним из инициаторов привлечения к жанру музыкальной комедии выдающихся современных композиторов — Д. Шостаковича, Д. Кабалевского и Т. Хренникова. Канделаки осуществил на сцене Московского театра оперетты, впервые в стране, постановки оперетт: Д. Шостаковича «Москва, Черемушки», Д. Кабалевского «Весна поет», Т. Хренникова «Сто чертей и одна девушка». Спектакли отличались театральной яркостью, в них сказались разнообразие изобретательных режиссерских находок, широта и разнообразие артистической палитры труппы.
Режиссерские работы Владимира Канделаки по достоинству оценены зрителями многих городов Советского Союза, а также за рубежом.

Актер с увлечением выступает по радио, на концертной эстраде, снимается в кино. Вспомним хотя бы его Гоцеридзе в «Поколении победителей», Гулиашвили в фильме «Парень из нашего города» и другие роли.
Народного артиста Союза ССР, лауреата Государственной премии СССР Владимира Канделаки отличает неистощимая жизнерадостность и жизнелюбие, окрылен-ность и глубокая преданность любимому делу, трепетная влюбленность в искусство.
В. Зарубин