Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

4 мая
100 лет со дня рождения
Николая Андреевича МАЛЬКО (1883—1961)

 

 

«...Ваша кипучая деятельность меня восхищает.» Эта фраза, взятая из письма Н. Я. Мясковского, как нельзя лучше выражает характерную черту творческого и человеческого облика дирижера Н. А. Малько — его стремление к постоянной, неутомимой, именно кипучей деятельности. На протяжении всей жизни Малько мы можем наблюдать эту черту в самых различных проявлениях.
.Петербург. 1905 год. Молодой Малько — в числе «вожаков» студенческого движения. В связи с увольнением Н. А. Римского-Корсакова из состава профессоров Петербургской консерватории Малько демонстративно покидает консерваторию и возвращается только после восстановления в правах его учителя.

...1918 год. Малько, возглавивший к тому времени дирижерскую группу Мариинского театра, активно выступает против реакционных настроений части труппы, решительно отстаивая необходимость революционных преобразований театрального и музыкального дела.
.Витебск. 1919—1921 годы. Блестящее проявление организаторских способностей Малько: буквально на пустом месте он создает симфонический оркестр, с которым в течение двух лет дает более двухсот концертов, подняв исполнительские возможности оркестра до высокого уровня. Случай не единичный. Позже, в начале 30-х годов Малько был руководителем и фактически — создателем прекрасного оркестра Копенгагенского радио. А в 1957 году он в кратчайший срок формирует симфонический оркестр в Сиднее, став, как называют его сами австралийцы, одним из основоположников симфонической культуры Австралии.

...Москва. Начало 20-х годов. Идет бурное переустройство всей организации музыкальной жизни. Малько участвует в создании Государственного института музыкальной драмы, оркестра Московского симфонического общества. Он приглашен в качестве руководителя старшей группы оркестрового класса в Московскую консерваторию. Здесь по инициативе Малько впервые открывается дирижерский класс (тогда это был класс обязательного дирижирования при композиторском отделении). Именно им — Малько — была написана и первая учебная программа этого класса.

...Ленинград. 1925 год. Малько — главный дирижер филармонии. Он развертывает широкую музыкально-просветительскую работу в рабочих клубах, домах культуры, цехах заводов. В эти же годы в полной мере проявляется и его дирижерско-педагогическое дарование. Он добивается блистательных результатов и в руководимом им оркестровом классе консерватории, и в классе специального дирижирования. Среди его учеников есть имена многих известных советских дирижеров: Е. Мравинского, А. Мелик-Пашаева, Е. Микеладзе, И. Мусина, Н. Рабиновича, Л. Гинзбурга, Б. Хайкина, И. Шермана. Некоторые учились потом и у других педагогов, но начинали они все у Малько, имя и деятельность которого остались самым тесным образом связанными с зарождением советской школы дирижирования, советского оркестрового исполнительства.

Малько принадлежит также книга «Основы техники дирижирования» и ряд статей, в которых он проявил себя талантливым публицистом.
Однако главным своим жизненным долгом сам Малько всегда считал исполнительство. Он был дирижером классической музыкальной школы. Рецензенты единодушно отмечали его высокую культуру, тонкий музыкальный вкус, свободное владение оркестром. От своих консерваторских учителей (по композиции он занимался у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и А. К. Глазунова, по фортепиано у Н. С. Лаврова, по дирижированию — у Н. Н. Черепнина) он унаследовал прочные реалистические традиции и беззаветную увлеченность своей профессией. Репертуар Малько был чрезвычайно широк, но определяющее значение в нем играла русская и советская музыка, в первую очередь произведения
Мясковского, Прокофьева, совсем еще молодого Д. Д. Шостаковича. Он был, в частности, первым исполнителем Первой симфонии Шостаковича (1926 год).

Уехав в 1929 году за рубеж Малько и тут остается верен своим взглядам, своим привязанностям. Он использует все возможные средства, чтобы постоянно пополнять свой репертуар новыми сочинениями советских авторов. И это отнюдь не от желания привлечь внимание публики. Это была принципиальная, последовательная, репертуарная политика, убежденная и целенаправленная пропаганда наиболее значительных образцов советской музыки.

Здесь нет возможности перечислить все города Европы, Америки и Австралии, в которых за последние тридцать лет его деятельности проходили концерты Н. А. Малько (он неоднократно выступал и как оперный дирижер), концерты, снискавшие ему мировое признание. Скажем только, что и в эти годы он неизменно отличался активностью жизненных позиций. Вот что он пишет о себе в письме к С. Ю. Левику: «Сидней, 4 июля 1958. с 1 марта я сделал в Австралии 70 репетиций, продирижировал 36 концертов, произнес несколько „спичей", прочел немало книг — совершенно замечательные книги о греках. Играю, когда возможно, на рояле. Сегодня — 6 часов репетиции, завтра репетиция и концерт — Ойстрах играет концерты Бетховена и Чайковского, я — увертюру „Фиделио" и две пьесы из „Носа" Шостаковича».
И это писал человек, перешагнувший за свое семидесятипятилетние. Поистине — жизнь, полная кипучей деятельности!
Евг. Рацер