Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

7 мая
150 лет со дня рождения
Иоганнеса БРАМСА (1833—1897)

 

 

И. Брамс — выдающийся немецкий композитор, пианист и дирижер второй половины XIX века. Его творчество охватывает многие жанры: от песни до крупных ораториальных произведений, от фортепианной мииатюры до симфонии. Оно развивалось в русле романтического искусства, но включило в себя и обращение к образам, жанрам и формам, характерным для музыки прошлого. Народная песня, протестантский хорал, искусство Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта и
Шумана были для Брамса нравственной опорой и источником вдохновения. Подобная опора не приводила к подражанию. Брамс создал свой, глубоко своеобразный художественный мир, свой самобытный стиль. Он писал для домашнего музицирования и для концертной эстрады, для любительских хоров и для прославленных солистов. Его музыка может быть и простой, и сложной, скромной и величественной, пылкой и сдержанной, шутливой и глубоко серьезной.

Жизнь Брамса была связана с Германией и Австрией. Родился он в Гамбурге, в семье оркестрового музыканта, получил хорошее музыкальное образование, рано начал выступать как пианист. В 1852 году Брамс отправился в большую концертную поездку по городам Германии вместе со скрипачом Э. Ременьи. Общение с венгерским музыкантом, вынужденным покинуть родину после поражения революции 1848 года, пробудило интерес Брамса к народной музыке Венгрии. Впоследствии он замечательно воссоздал ее дух и характер в знаменитых венгерских танцах (изданы в 1869 и 1880 годах). Привлекали Брамса и славянские напевы — чешские, сербские, словацкие.

Огромным событием в жизни Брамса была встреча с Р. Шуманом и его женой Кларой, известной пианисткой. Брамс до этого мало был знаком с музыкой Шумана, но сам строй его чувств, литературные вкусы (в юности он, как и Шуман, зачитывался писателями-романтиками — Жан-Полем, Гофманом) удивительно соответствовали шумановским. Познакомившись с первыми фортепианными и вокальными произведениями Брамса, Шуман написал восторженную статью о нем. Он приветствовал Брамса как композитора, который призван дать «идеальное выражение духа времени». Влияние Шумана непосредственно сказалось в Третьей фортепианной сонате фа минор (1853), одновременно свидетельствовавшей и о ранней зрелости молодого мастера. В «Вариациях на тему Шумана» ор. 9 (1854) Брамс как бы запечатлел облик своего любимого композитора.

Бурный романтический тонус, сила и страсть выражения в сочетании с нежной мечтательностью характеризуют музыку молодого Брамса. Но в дальнейшем он стремится к большей сдержанности чувства. Оставив незавершенными эскизы многих произведений, Брамс уделяет большое внимание работе над композиторской техникой, овладевая вершинами мастерства. Полной гармонии чувства и мысли достигает он в таких произведениях, как «Вариации и фуга на тему Генделя» для фортепиано (1861), квинтет для фортепиано и струнных (1864), соната для виолончели и фортепиано (1865).
В 1857—1862 годах Брамс работает то в Детмольде, то в Гамбурге, но не находит подходящего себе места и постепенно обосновывается в Вене — крупном музыкальном центре, где и остается до конца жизни. Здесь он выступает как пианист, руководит хором и оркестром венского Общества любителей музыки. Летние месяцы, целиком посвящаемые сочинению, он проводит в живописнейших уголках Швейцарии и Австрии. Горы и озера — вот что привлекало его больше всего. Побывал он и в Италии. Тема вечной красоты природы звучит во многих произведениях Брамса — особенно во Втором фортепианном концерте, Второй симфонии, в песнях.

Данью Вене, давним традициям ее музыкального быта явились многочисленные вальсы Брамса. Это и тетрадь вальсов для фортепиано в четыре или в две руки, и «Вальсы любви», и «Новые вальсы любви» для фортепиано в четыре руки и вокального квартета.
Брамс написал своему издателю Зимроку после выхода из печати «Вальсов любви»: «Хочу признаться, что по этому случаю я впервые улыбнулся при виде своего произведения в печатном виде. Впрочем, пусть меня назовут ослом, если наши „Песни любви" не доставят некоторым людям радость». В одной из песен звучит мелодия из вальса И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Брамс очень любил музыку «короля вальсов», охотно посещал премьеры его оперетт.
Но основным делом жизни Брамса было создание крупных, монументальных произведений. Известность пришла к нему с «Немецким реквиемом», написанным после смерти горячо любимой им матеря (1868). Самым же большим событием в музыкальной жизни стало исполнение четырех симфоний Брамса (Первая — 1876, Вторая — 1877, Третья — 1883, Четвертая— 1885). Долго он не решался взяться за этот самый сложный и ответственный для композитора жанр: более двадцати лет пролежали наброски Первой симфонии.

Создание симфонических произведений и примыкающих к ним скрипичного и Второго фортепианного и Двойного (для скрипки и виолончели) концертов (1878,1881,
1887) поставило Брамса в ряд крупнейших симфонистов Германии и Австрии. «Десятой симфонией Бетховена» называл Г. фон Бюлов, известный немецкий дирижер и пианист, Первую симфонию Брамса.
Четыре симфонии Брамса — это огромный мир напряженного драматизма, светлой и печальной лирики. В нем есть и простые напевы, близкие народной или бытовой музыке, звукам природы, и сложные обобщения раздумий о жизни, о ее радостях и страданиях, суровой враждебности или приветливости.
Симфонии Брамса вызывали много споров, дискуссий. Некоторые считали, что композитор слишком строго следует в них классическим законам. Р. Вагнер — творец новой музыкальной драмы считал, например, что симфония как жанр вообще отжила свой век.
Но прошло уже сто лет, а прекрасная музыка симфоний Брамса не утратила своей выразительной силы. Классические формы, гибко изменяющиеся в соответствии с индивидуальным содержанием каждой симфонии, помогают нам понимать их, следить за эволюцией музыкальной мысли в этом жанре — от Гайдна и Моцарта до Прокофьева и Шостаковича.

В последние годы в музыке Брамса усилился элегический оттенок. Сужался когда-то многочисленный круг друзей, уходили из жизни близкие люди. Произведения 1890-х годов — фортепианные пьесы, камерные ансамбли с участием кларнета — с исключительной глубиной запечатлели образы страдания, светлые воспоминания и мудрость много пережившего, но не состарившегося душой человека. В них с особенной полнотой раскрылась красота брамсовской мелодии — напевной, бесконечной и естественно льющейся. Свою любовь к народной песне он подтвердил изданием сборника, содержащего прекрасные обработки немецких народных напевов. Последние произведения Брамса — одиннадцать хоральных прелюдий для органа и «Четыре строгих напева» вновь возвращают нас к образам и формам баховской музыки, столь дорогим для композитора. Умер Брамс в 1897 году и был похоронен рядом со своими кумирами — Бетховеном и Шубертом. Его музыка — симфонии, концерты, камерные ансамбли, фортепианные сонаты, вариации, интермеццо, каприччио, баллады, рапсодии, песни и хоровые произведения — продолжает жить на концертных эстрадах и в многочисленных грамзаписях. Ее исполняют лучшие музыканты нашей страны и всего мира.
Е. Царева