Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

А.Бородин



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 ноября
150 лет со дня рождения
Александра Порфирьевича БОРОДИНА (1833—1887)

 

 

 

А. П. Бородин — замечательный русский композитор, талантливый ученый-химик, педагог, общественный деятель, представитель славной плеяды великих художников, чье творчество было порождено национальным подъемом в России 60-х годов прошлого века. Движимые горячей, деятельной любовью к народу/эти художники стремились понять и правдиво воссоздать его характер, жизнь, чаяния и стремления.
Бородин родился в Петербурге. С детских лет он проявлял интерес к музыке и химии, и двум этим столь различным сферам деятельности он посвятил свою жизнь. Закончив в 1856 году Медико-хирургическую академию, Бородин вскоре оставляет медицину и целиком отдается научным исследованиям в области химии. В эти же годы он активно занимается музыкой, участвует в музыкальных кружках (играет на фортепиано, флейте, виолончели), сочиняет камерные произведения.

По возвращении в 1862 году в Петербург после трехлетней заграничной командировки (работа в химических лабораториях Германии и Италии), Бородин получает приглашение в Медико-хирургическую академию и вскоре становится ее профессором — ведет интенсивную научно-исследовательскую работу, приобретая европейскую известность как ученый. В 70-е годы Бородин принимает активное участие в организации и деятельности первых в России Высших женских врачебных курсов. Одновременно расцветает музыкальный талант Бородина: он сближается с кружком М. А. Балакирева, становится активным членом «Могучей кучки», создает ряд художественно значительных произведений.
В Первой (1869) и Второй (1876) симфониях композитор выступает как создатель эпического русского симфонизма, характеризующегося масштабностью содержания, монументальной развернутостью форм, неспешностью течения музыки, картинностью. Не случайно Вторая симфония впоследствии получила название «Богатырской». Беспредельные просторы родной страны, мужество, воля, поистине богатырская мощь ее народа и столь типичное для Бородина сопоставление образов Руси и Востока — асе это находит обобщенное и высокохудожественное отражение в музыке симфоний.

Некоторым романсам Бородина свойствен — несмотря на сравнительно небольшие масштабы — эпический дух, повествовательный тон, их поэтические образы и отдельные черты музыкального склада близки русскому фольклору («Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня темного леса», «Море»). Другие романсы — чисто лирического содержания — выражают сильное и страстное чувство, в них отсутствуют внутренние контрасты, они раскрывают единое настроение («Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота», «Для берегов отчизны дальной»).
Во второй половине 70-х и в 80-е годы музыка Бородина все чаще исполняется в нашей стране и за рубежом, растет известность композитора. Во время зарубежных поездок Бородин знакомится с Ф. Листом, который восторженно отнесся к сочинениям русского мастера.

Композитор Бородин
А. П. Бородин

 

Первый (1879) и Второй (1881) струнные квартеты Бородина принадлежат к вершинным достижениям русской камерной музыки. В них композитор создал обобщенный и возвышенный образ своего современника, запечатлел его идеалы и надежды, тревоги и радости. Особой популярностью пользуется Второй квартет, в котором явственны черты «музыкального автопортрета» самого композитора.
Многообразные научные, педагогические и общественные занятия оставляли Бородину мало времени для музыкального творчества. Поэтому одно из центральных своих произведений, оперу «Князь Игорь», начатую еще в 1869 году, ему так и не удалось завершить. Недостающие фрагменты были по авторским эскизам дописаны Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (премьера состоялась в 1890 году в Петербурге).

Созданная по знаменитому памятнику древнерусской литературы «Слову о полку Игореве» (либретто принадлежит самому композитору), опера прославляет патриотизм и несгибаемую духовную силу русского народа. В центре оперы — образы мужественного, отважного князя Игоря, его жены, преданной, стойкой в несчастье княгини Ярославны, и единого с ними в решимости отстоять родную землю народа. В связи с существенной ролью народной массы в развитии действия, важное место в опере принадлежит народным хорам.

Творчество Бородина определяется цельностью и оптимистичностью его художественного миросозерцания; композитор обладал особым даром видеть и отображать светлые стороны действительности. Эпический размах и широта, интерес к тому, что есть общего между людьми, желание показать прежде всего единство, а не противоречия, преимущественное внимание к целому, а не к частностям — все это отличает творческий метод композитора.
Воздействие творчества Бородина на дореволюционную русскую и советскую музыку было плодотворным и глубоким.
Г. Шубин