Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

28 ноября
100 лет со дня рождения
Сергея Юрьевича ЛЕВИКА (1883—1967)

 

 

 

С. Ю. Левик вошел в историю русского советского музыкального театра как талантливый певец — своеобразный интерпретатор многих партий в операх русских и западных композиторов-классиков, переводчик-либреттист и музыкальный писатель.

Левик прошел большой, богатый яркими впечатлениями и событиями жизненный путь. С юных лет, вопреки воле родителей стремясь к музыкальной деятельности, он совмещает службу ради заработка с настойчивой, упорной учебой и добивается овладения певческим, а затем и актерским искусством. Пению Левик обучался в Киеве на высших оперных и драматических курсах, которыми руководил замечательный оперный певец, один из лучших исполнителей драматических партий тенорового репертуара на русской сцене М. Е. Медведев.

Свою сценическую деятельность Левик начал в 1909 году в труппе Петербургского Народного дома. Молодой певец обладал баритоном красивого тембра, врожденной музыкальностью, хорошей памятью, ярким актерским темпераментом. В театре артист исполнял большой репертуар: он пел все, что полагалось по условиям контракта. Однако, несмотря на вынужденную репертуарную «всеядность» в повседневной исполнительской практике симпатии певца определились рано. В области драматических, характерных партий он чувствовал себя органичнее и естественнее, нежели в партиях чисто лирического плана. Роль Кочубея артист предпочитал Мазепе, Томского — Елецкому, Тонко — Сильвию, Риголетто — Жермону.
С открытием в 1912 году в Петербурге Театра музыкальной драмы Левик вступил в состав его труппы и стал одним из ведущих солистов. Здесь он создал лучшие свои партии — Бекмессера («Мейстерзингеры» Р. Вагнера), Клингзора, («Парсифаль» Вагнера), Дапертутто и Миракля
(«Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Шонара («Богема» Дж. Пуччини). Культурная и творческая среда театра помогала артисту развить все лучшее, что он приобрел за прежние годы. Выдающийся советский музыковед, тонкий и взыскательный критик А. В. Оссовский дал высокую оценку Левика как оперного певца. «Деятельность С. Ю. Левика, — писал он, — протекала на моих глазах, начиная с 1909 года, времени первых решительных успехов его в качестве оперного певца-актера. Эта сторона многогранной натуры С. Ю. Левика развернулась со всей яркостью во всем индивидуальном своеобразии в годы его сотрудничества в Музыкальной драме. Новым, глубоко оригинальным творческим истолкованием ряда созданных им образов в операх самого различного стиля С. Ю. Левик смело ломал оперные штампы и утверждал здоровые начала реализма, драматической действенности, философской осмысленности трактовки оперных партий, превращавшихся в его исполнении в подлинно драматические роли. Поразительно колоритно и остро, с тонкой психологической проницательностью воплощенный им образ Бекмессера в „Мейстерзингерах" Вагнера может быть причислен к самым ценным достижениям русских оперных певцов». Достоинства исполнения артистом роли Бекмессера единодушно признали и немецкие рецензенты, строго следившие за нерушимостью вагнеровских традиций. «Выше всех — Левик, создавший столь характерную фигуру, какую в такой законченной форме трудно увидеть и на Западе: в ней все совершенно — голос, фигура, поведение»,— отмечала немецкая «Санкт-Петербургская газета».
В 1923 году певец по болезни вынужден был оставить сцену. Но именно в это время в полной мере развернулся его организаторский талант. С 1922 года он возглавляет Комиссию по помощи безработным, редактирует журнал «Вестник театра и искусств», в 1926 году избирается членом правления общества Драмосоюз, объединявшего драматургов, поэтов, композиторов, и вместе с А. К. Глазуновым, а затем П. Е. Щеголевым руководит им до 1930 года. В 1938—1939 годах Левик преподает сценическое искусство в Ленинградской консерватории.

Оставив сцену, Левик не расстался ни с искусством вообще, ни с оперным театром в частности. С юности изучая литературу, иностранные языки, технику эквиритмического перевода текста вокальных произведений, он разносторонне проявляет себя как литератор и талантливый музыкальный писатель. С середины 1910-х годов начинается его работа в качестве переводчика текстов вокальных произведений. Ему принадлежит более семидесяти русских стихотворных текстов иностранных опер, ораторий, оперетт, переведенных с итальянского, французского и немецкого языков, в том числе опер «Отелло», «Трубадур» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Турандот» Дж. Пуччини, «Саломея» Р. Штрауса, оперетты «Сказки Гофмана» Ж- Оффенбаха, ораторий И. Гайдна, Г. Ф. Генделя, Г. Берлиоза. Левик является также создателем ряда собственных либретто опер и комедий.

Важный вклад в музыкальную науку внесли статьи и исследования Левика, посвященные вопросам вокального искусства и смежным проблемам, в том числе «Вокальное искусство во Франции», «Оперный перевод. Его практика и техника», «О камерном пении».

Большой интерес у специалистов и любителей музыки вызвало появление в печати книги Левика «Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены» (1955, 2-е изд.— 1962). В ней дается широкая картина музыкально-театральной жизни России конца XIX — начала XX века. Отличная память автора, острая наблюдательность, умение подходить аналитически к различным явлениям искусства определили достоинства этой книги. Следующая книга Левика — «Четверть века в опере» (1970) продолжает первую и содержит рассказ о наиболее значительных событиях творческой жизни певца, его театральных наблюдениях, о встречах с замечательными людьми. Основная часть книги посвящена явлениям, мало освещенным в научной литературе,— первоначальному периоду истории советского театра. Широта суждений, умно и тонко написанные многочисленные литературные портреты «с натуры» русских оперных деятелей, ясный взгляд на пути развития оперного театра — все это делает книги С. Ю. Левика ценными н интересными для широкого круга читателей.
И. Рябова