Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

1 октября
100 лет со дня рождения
Романоса Овакимовича МЕЛИКЯНА (1883—1935)

 

 

Когда обращаешь взор к прошлому армянской музыкальной культуры, личность Р. О. Меликяна представляется одной из наиболее ярких. Талантливый композитор и хормейстер, тонкий знаток народного творчества и педагог, основатель первого в Армении очага профессионального музыкального образования, он сыграл огромную роль в развитии национального искусства.

Творческая деятельность Меликяна (родился в г. Кизляре), в полной мере развернувшаяся в советский период, началась в предреволюционные годы. Будучи студентом Ростовского музыкального училища, он уже работал регентом в церковном хоре, осуществлял первые опыты хоровых обработок народных песен и шараканов, пробовал писать музыку для театра. По окончании училища желание продолжить образование привело юношу в Московскую консерваторию, где он получил возможность общаться и пользоваться советами выдающихся русских музыкантов — С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова, Б. Л. Яворского.
Из Москвы Меликян устремился в Тифлис, в то время крупный центр Закавказья, чтобы принять деятельное участие в его музыкальной жизни. Преподавание в местной школе Овнанян Романос Овакимович сочетал с работой над составлением и изданием первого пособия по музыкальной грамоте для армянских школ. Одновременно он участвовал в создании «Музыкальной лиги» — творческого объединения армянских музыкантов. Продолжал дальнейшие творческие поиски, композитор сосредоточил свое внимание в основном на излюбленной им области вокальной музыки. Жанр песни-романса более всего увлекал его, соответствовал художественному складу его личности. Композитору-мелодисту, большому мастеру звукового колорита и светотени, Меликяну удавалось передать самые разнообразные оттенки настроений, тончайшие градации чувств. «Певцом любви и розы» называли его современники. Кроме опоэтизированных лирических образов, композитор нередко затрагивал глубокие, злободневные проблемы, обращался к социальной и революционной тематике. Зная, какое огромное воспитательное значение имеет массовая песня, он посвятил этому жанру ряд сборников, писал музыку для детей. В лучших романсах и дуэтах, созданных в эти годы («Роза», «Осенняя песнь», «Разлука», «Ива»), уже отчетливо проявились черты, характеризующие своеобразие почерка композитора: теплота и непосредственность высказывания, ясность мелодического и гармонического языка, сдержанность фортепианного сопровождения, благородство стиля.
В 1910 году двадцатисемилетний Меликян, уже известный в музыкальных кругах Закавказья, направился в Петербург для завершения полного курса музыкального образования. Четыре года были проведены в Петербургской консерватории в кропотливом труде и настойчивом совершенствовании мастерства. По возвращении в Тифлис композитор с новыми силами продолжил свою творческую, музыкально-просветительскую и общественную деятельность, на этот раз почти целиком связанную с отделением Армянского музыкального общества. Горячий патриот и активный участник этого общества, он неустанно ратовал за необходимость музыкального просвещения и мечтал о создании прочной профессиональной базы для нового поколения музыкантов.

Однако замыслам Меликяна суждено было осуществиться лишь после установления Советской власти в Армении. С этого времени дальнейший творческий путь композитора оказался связан с Ереваном. Человек огромного личного обаяния и поистине неиссякаемой энергии, он стал одним из первых и самоотверженных строителей новой армянской культуры. Именно благодаря его усилиям здесь была создана музыкальная студия, а вскоре, в 1923 году на ее основе и первая национальная консерватория. Особое внимание в эти годы Меликян уделял пропаганде хорового искусства: руководил многочисленными хоровыми коллективами, как профессиональными, так и самодеятельными (в том числе и детскими), делал хоровые обработки народных мелодий. Являясь художественным руководителем Ереванского оперного театра, он принимал активное участие в его создании и становлении. Меликян возглавлял также музыкальную секцию «Айартуна» («Дом армянского искусства»), способствовал организации музыкально-издательского дела в Армении.

В области творчества композитор достиг в этот период вершин мастерства, завершив ряд наиболее значительных своих произведений. Это циклы романсов «Змрухти» («Изумруды»), «Зарвар» («Блестки»), «Осенние строки». Объединенные между собой образно-эмоциональным строем, романсы отличаются меткостью жанровых и бытовых зарисовок, отточенностью формы, богатством и красочностью орнаментики, солнечным, оптимистическим мировосприятием. В поисках текстов, непосредственно перекликавшихся с сюжетами и образами народного творчества, Меликян впервые обратился к классическому наследию армянских поэтов — О. Туманяна, А. Исаакяна, В. Терьяна.

Композитор Меликян
Р. О. Меликян


Тонкое ощущение слова и духа их поэзии, соединенных с характерными ладо-интонационными особенностями народного мелоса получили яркое и законченное выражение в его песнях — простых и безыскусных, полных поэтического обаяния.
Опираясь на народно-национальные традиции и достижения предшествующих композиторов, Меликян вобрал лучшее, что было накоплено европейской и русской музыкальными культурами. Он по праву считается создателем армянского классического романса и является одним из основоположников жанра армянской советской массовой песни.

Наследие Меликяна, посвятившего жизнь и деятельность служению национальной культуре, неоценимо. Даже то, что создал композитор за свою недолгую жизнь, оказалось достаточным, чтобы имя его стояло в ряду выдающихся музыкантов — классиков армянской музыки.
А. Шамахян