Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

15 октября
150 лет со дня смерти
Михала Клеофаса Огиньского
(1765—1833)

 

 

Еще при жизни М. К. Огиньского имя и произведения его были окружены легендами. Некоторые из них распространены и поныне, несмотря на то что в последние десятилетия в Польше и в нашей стране появился ряд работ о его жизни и творчестве. В большинстве своем легенды эти объясняются необычайной сложностью биографии композитора, его скитаниями, во время которых он не раз менял фамилию в целях конспирации.

Родился Огиньский 25 сентября 1765 года в одном из имений своего отца-дипломата в Гузове (близ Варшавы). Он получил блестящее и разностороннее образование, будучи многим обязан своему воспитателю, французу Ж- Ролею (которому впоследствии даже поставил памятник в своем имении). Для обучения музыки молодого аристократа и его сестры Юзефы из Варшавы был приглашен пианист, скрипач, органист и композитор Ю. Козловский. Под его руководством мальчик делал большие успехи, свидетельствовавшие о его несомненной одаренности и любви к музыке, побудившей его позже брать уроки игры на скрипке у таких знаменитых виртуозов, как И. М. Ярнович (хорватский музыкант, известный под итальянизированным именем Джьорновикки), Дж. Б. Виотти, П. М. Байо и других. В имениях своего родственника Михаила Казимежа Огиньского, который содержал капеллу, оркестр и театр, а затем в Варшаве Огиньский знакомился с оперными и балетными спектаклями.

В 1789 году Огиньский был избран в сейм, вошел в департамент финансов и выезжал со специальными поручениями в Голландию и Англию. Политическая карьера его развивалась стремительно (немалую роль в этом отношении сыграла личная дружба его отца с королем), но свободные часы отводились музыке. Первые сочинения были написаны в жанре полонезов. Наиболее ранний, о котором композитор упоминает в своих «Письмах о музыке» (ставших первым польским музыкально-историческим и эстетическим сочинением), был написан в начале 90-х годов и отличался краткостью. До нае он не дошел. Следующий полонез, получивший известность во всей Европе и США, благодаря чему издатели выпускали его под названием «любимый», Огиньский сочинил осенью 1792 года, когда он «впервые испытал чувство воображаемой любви, которое продолжалось недолго, но было тихим, спокойным и счастливым».
Военные события, завершившиеся вторым разделом Польши в январе 1793 пода, застали Огиньского на посту великого подскарбия (министра финансов) Литвы (напомним, что Речь Посполитая тогда состояла из так называемых коронных и литовских земель). Он понимал, какая опасность грозила Польше, на независимость которой посягали Пруссия, Габсбургская империя и русский царизм. И когда Тадеуш Костюшко весной 1794 года поднял знамя борьбы за свободу родины, Огиньский заявил, что «приносит в дар Родине свое имущество, труд и жизнь». Он организовал на свои средства довольно многочисленный отряд ополченцев и, став во главе его, примкнул к освободительному движению и принял участие в сражениях.

После подавления восстания Огиньский был заочно судим и приговорен к смертной казни. Он скрывался в эмиграции, продолжая действовать под именем то Михаловского (в Вене), то Жана Риделя (в Италии), то французского купца (!) Мартэна (в Молдавии и Валахии), то под своим собственным, когда жил в имении жены под Варшавой. В начале 1802 года многим польским эмигрантам разрешено было вернуться в Россию. Огиньский, подобно другим представителям польской знати, был прощен. Александром I, назначен сенатором и затем получил даже чин тайного советника.

Ко времени приезда в Петербург Огиньский был уже выдающимся композитором, автором первых польских революционных песен и маршей. Теперь композитор сосредоточил внимание на жанре полонеза. Некоторые из его сочинений были изданы в конце XVIII века за рубежом, а затем переиздавались в Петербурге и других европейских городах. Нам известно более двадцати полонезов Огиньского, а также мазурки, вальсы и другие его пьесы. Два больших сборника фортепианных его сочинений (в том числе и впервые публикуемые) изданы в Москве (1954—1965), вокальные произведения — в Кракове (1962). Неизданной осталась лишь опера «Зелида и Валькур, или Наполеон в Каире», относящаяся к короткому периоду увлечения Огиньского Бонапартом, а также наброски других сочинений.

Композитор Огинский
М. Огиньский

В историю польской музыки Огиньский вошел как один из наиболее талантливых предшественников Шопена, развивавших национально-самобытные черты польской музыки. В своих «Письмах о музыке» он указывал, что его полонезы и другие пьесы написаны «не для танца». Именно Огиньский был первым польским композитором, сохранявшим жанровые особенности (прежде всего, ритмические) польских танцев, насыщая их, так же как М. Шимановская, Ю. Эльснер и другие, чертами «поэмности», получившими впоследствии гениальное развитие в творчестве Шопена. Датировка создания пьес Огиньского крайне затруднительна. Неизвестно даже, когда был создан его знаменитый полонез «Прощание с родиной», поныне связывающийся иногда с легендой о самоубийстве композитора, далекой от истины.
Последние десять лет Огиньский провел во Флоренции, не теряя связи с соотечественниками (там у него бывали, например, Мицкевич, Шимановская и другие польские писатели, музыканты, ученые). Скончался композитор во Флоренции.

При жизни Огиньского были опубликованы четыре тома его «Мемуаров о Польше и поляках с 1788 до конца 1815 года». Дополнения к этому труду, так же как и сохранившаяся в его архиве рукопись автобиографии, свидетельствуют о высоких чувствах патриотизма, которые он сохранял на протяжении всей своей бурной жизни.
Игорь Бэлза