Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

20 октября
100 лет со дня рождения
Александра Абрамовича КРЕЙНА (1833—1951)

 

 

Уроженец Нижнего Новгорода, Крейн был младшим сыном музыканта-любителя, из многочисленной семьи которого вышли также известный композитор Григорий Крейн (1879—1955) и скрипач Давид Крейн (1869—1926), на протяжении почти тридцати лет являвшийся концертмейстером оркестра Большого театра в Москве и деятельным участником музыкальной жизни страны. Особую известность принесли его выступления в составе прекрасного камерного ансамбля «Московское трио». Именно в исполнении этого ансамбля В. И. Ленин слушал в 1920 году Трио П. И. Чайковского.

Александр Крейн, как и его братья Давид и Григорий, образование получил в Московской консерватории, окончив ее в 1908 году по классу виолончели профессора А. Э. Глена. Конечно, Московская консерватория, которая в то время уже была одним из крупнейших европейских центров музыкальной культуры, дала возможность будущему композитору изучить еще теоретические предметы, прослушать курс лекций по истории музыки и расширить и укрепить свои познания, посещая концерты, систематически проводившиеся в залах консерватории. Не раз доводилось молодому музыканту слушать выступления С. В. Рахманинова, который рано завоевал признание в Москве как композитор, пианист, оперный и симфонический дирижер. Иногда Рахманинов играл вместе с Давидом Крейном. Наиболее сильное, ошеломляющее впечатление, по собственным словам Александра Абрамовича, произвели на него произведения А. Н. Скрябина, в особенности «Поэма экстаза».

Большую роль в жизни композитора сыграли и личные встречи со Скрябиным и С. И. Танеевым, которому он приносил показывать свои произведения. Стремясь приобрести серьезные творческие навыки, Крейн, еще будучи студентом консерватории, начал брать уроки теории композиции у Л. В. Николаева и Б. Л. Яворского (теоретика, кстати сказать, принадлежавшего к числу друзей Скрябина).
Начиная с 1901 года издательство П. Юргенсона систематически публиковало камерно-инструментальные и фортепианные пьесы Александра Крейна. Список его изданных произведений открывается двумя пьесами для скрипки и фортепиано и «Лирическим фрагментом» для четырех виолончелей. За этими сочинениями последовали восемь «Эскизов юности», пять прелюдий, четыре пьесы и две поэмы для фортепиано, «Лирическая поэма» для скрипки и фортепиано, поэмы для струнного квартета, для виолончели и фортепиано, а также романсы на слова Бальмонта, Брюсова, Блока, Мандельштама и других поэтов.
Постепенно произведения Крейна стали привлекать внимание русской музыкальной общественности. Даже такой взыскательный критик, как Н. Я- Мясковский, сделав лишь некоторые замечания, писал о виолончельной поэме Александра Крейна: «При внешней красивости, даже обаятельности, в некоторых ее фразах и эпизодах есть подкупающая теплота и непосредственность», а его романсы «привлекают гармоническою свежестью, ясной мелодикой подкупающей искренности, нежным лиризмом».
Именно лирическая взволнованность характеризует ранний период творчества Александра Крейна. Нередко музыка его достигает эмоционального напряжения, свидетельствующего о воздействии Скрябина, которое проявилось и в первом крупном симфоническом произведении композитора — симфонической поэме «Саломея», созданной в 1914 году по одноименной драме О. Уайлда. Поэма эта, оставшаяся в рукописи, интересна тем, что в ней своеобразно проявился интерес композитора к восточным интонациям. Интерес этот сказался и в двух тетрадях «Еврейских эскизов» для кларнета и струнного квартета, и в фортепианных пьесах на турецкие темы, и в ряде других произведений. Наиболее монументальными из них были соната для фортепиано и близкая к ней по эмоциональному содержанию Первая симфония, написанная в 1922—1923 годах.

Великие свершения Октябрьской революции А. А. Крейн принял всем сердцем и сразу же включился в ряды строителей социалистической культуры. Вскоре после смерти В. И. Ленина он принялся за работу над «Траурной одой памяти В. И. Ленина» для хора (без слов) и большого симфонического оркестра, закончив партитуру в 1926 году. Произведение это, в котором чувство глубокой скорби сочетается с призывами к мужеству и труду, завоевало широкое признание и часто исполнялось в нашей стране. «Ода» оказалась одним из первых крупных достижений советской музыки, прозвучавших и за океаном (под управлением Л. Стоковского в США).

В последующих крупных произведениях Александр Крейн обращался к образам народно-освободительной борьбы в прошлом, порою очень далеком. Восстанию вавилонских рабов в 703 году до н. э. посвящена единственная опера композитора — «Загмук». Она шла на сцене Большого театра в Москве в сезоне 1930/31 года, а затем была поставлена в Свердловске. Не раз исполнялась под управлением Н. С. Голованова симфоническая сюита из оперы, музыка которой отличается богатством ориентальных мотивов, своеобразием средств выразительности, положенных композитором в основу музыкальных образов Востока. О социальных конфликтах, развертывающихся в «Заг-муке», писал А. В. Луначарский в предисловии к либретто оперы.

Иные, не менее яркие, образы борьбы угнетенных с угнетателями развертываются в знаменитом балете Крейна «Лауренсия» на сюжет хорошо известной пьесы испанского драматурга Лопе де Бега «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна»). Напомним, что испанская музыка издавна привлекала внимание русских композиторов, творчески преломившись, например, в таких шедеврах, как «Испанские увертюры» Глинки, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Александр Крейн с честью продолжил эти традиции русской музыки, и балет его поныне с успехом ставится на сценах многих отечественных и зарубежных театров.
К числу значительных достижений композитора относится и его музыка к комедии того же Лопе де Вега «Учитель танцев», написанная в 1946 году для театра Советской Армии. Популярность завоевала симфоническая сюита из этой яркой, колоритной музыки. Известностью пользуются и другие работы А. Крейна к театральным постановкам, в том числе к пьесе И. Переца «Ночь на старом рынке». Из этой музыки композитор также сделал оркестровую сюиту, изданную и не раз с успехом исполнявшуюся.
До последних дней жизни не прекращались творческие поиски Крейна, ознаменовавшиеся созданием таких произведений, как Вторая симфония и Второй струнный концерт, работу над которым прервала смерть композитора. Лучшие произведения А. А. Крейна — прежде всего балет «Лауренсия» — вошли в золотой фонд советского музыкального творчества.
Игорь Бэлза