Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

20 октября
100 лет со дня рождения
Якова Степановича СТЕПОВОГО (Якименко)
(1883—1921)

 

 

Среди деятелей, стоявших у колыбели украинской советской музыкальной культуры, видное место занимает Я. С. Степовюй. Его творчество и музыкально-общественная деятельность были связующим звеном между отечественной классикой и новой социалистической культурой Украины.
Родился Степовой в небогатой семье, в Харькове. Его родители— отец, бывший военный, и мать, крестьянка из Тульской губернии, — любили музыку и привили такое же отношение к ней своим детям. Старший брат Якова Федор Акименко  (Якименко) — известный композитор, пианист и музыкальный писатель, профессор Петроградской консерватории (1876—1945), средний брат Николай, также отличавшийся незаурядными музыкальными способностями, был принят в Петербургскую консерваторию, но не смог из-за болезни в ней учиться.

Еще ребенком Яков был зачислен в Придворную певческую капеллу (1895), где пел в хоре мальчиков, изучал теорию музыки, игру на фортепиано и кларнете. Затем свое музыкальное образование Степовой продолжил в Петербургской консерватории, где учился в 1902—1909 годах в классе композиции Н. А. Римского-Корсакова, а потом А. К. Лядова.

Окончив консерваторию, Степовой работал в одной из школ Петербурга, выступал в концертах, писал рецензии на концерты. В результате неоднократных поездок на Украину записал много народных песен и составил сборник. После воинской службы, к которой был призван в годы первой империалистической войны, Степовой поселился в Киеве, где стал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в консерватории.

Широкие горизонты для музыкально-творческой и общественной деятельности перед Степовым открылись после Великой Октябрьской революции, когда он активно включился в созидательный процесс строительства музыкальной культуры Советской Украины. Он заведовал музыкальной частью вновь созданного музыкально-драматического театра, музыкальной секцией подотдела искусств Киевского губернского отдела народного образования при Губревкоме, возглавлял вокальный квартет, с которым гастролировал по Украине, продолжая во время поездок собирать фольклор, был инициатором создания государственного струнного квартета Украинской республики, симфонического оркестра имени Н. В. Лысенко. К сожалению, эта важная и полезная музыкально-общественная деятельность композитора была внезапно прервана. Осенью 1921 года после одной из концертных поездок композитор тяжело заболел и вскоре в расцвете творческих сил умер.

В композиторском наследии Степового основное место занимают камерные произведения. Лирическое по преимуществу дарование композитора нашло наиболее яркое воплощение в жанре романса. Для произведений Степового характерны содержательность и поэтичность, непосредственность чувств и лаконизм высказывания. Мелодия — главное выразительное средство его музыки — отличается изяществом и теплотой, народно-песенным характером, подчеркиваемым ясной гармонией, простотой фактуры и формы.
Лучшие романсы, созданные в дооктябрьский период, объединены в цикл «Барвинки» (1905— 1907). Среди них исполненный революционного пафоса романс на слова Леси Украинки «Мысль подневольная долго молчала»; повествующий о трагической судьбе угнетенного народа романс на слова Т. Г. Шевченко «Три дороги»; прославляющий народную борьбу, пламенно зовущий к животворной грозе — революционному обновлению романс на слова Н. Ф. Чернявского «Степь»; лирический романс «Развейтесь по ветру» на слова И. Франко и другие. Известны также циклы лирических романсов на слова А. Олеся «Песни настроения», «Три стихотворения М. Рыльского».

В камерном инструментальном жанре Степовой создал ряд прелюдий, фуг, сюит, отдельных пьес для фортепиано. Популярна его фортепианная «Прелюдия памяти Т. Г. Шевченко», созданная в 1912 году к пятидесятилетию со дня смерти великого украинского поэта-революционера.
После Октября композитор продолжает работать в жанре романса. Он создает новые произведения на слова Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, Н. Вороного, А. Олеся. Многие произведения этого времени появились как отклик композитора на запросы современной ему музыкальной жизни, советской действительности. Работая с вокальным квартетом, Степовой создает ряд произведений для этого состава. Своеобразным творческим манифестом этого периода стал составленный им сборник «Революционные песни» (1921), куда вошли кроме его собственных обработок («Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Коммунистическая марсельеза», «Беснуйтесь, беснуйтесь, тираны») оригинальное произведение Н. Лысенко «Вечный революционер» на слова И. Франко, «Завещание» на текст Т. Шевченко.
В наследии Степового значительное место занимают произведения для детей. Среди них обработки украинских народных песен — три выпуска под названием «Пролиски» («Подснежники», 1919—1921), «Пять школьных хоров» (1920—1921).

Отдельный раздел творческого наследия композитора составляют аранжировки и оркестровки своих собственных произведений («Прелюд памяти Т. Шевченко», «Степь»), а также произведений Ф. Шуберта («Большая соната»), Н. Лысенко (опера «Ноктюрн»).
Музыка Я. С. Степового, воплотившая образы мятежного духа революции и вместе с тем интимную лирику, отличается мастерской отточенностью письма, камерностью, миниатюрностью форм и жанров, тонким претворением народно-песенного начала.
Н. Боровик