Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

22 октября
100 лет со дня первого спектакля нью-йоркского театра «МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА»

 

 

Трудно переоценить заслуги крупного оперного центра «Метрополитен-опера» в развитии мировой, и в первую очередь американской, музыкальной культуры. Его обширная и разнообразная по своим формам деятельность (спектакли, концерты, выступления по радио и телевидению, грамзаписи, участие в фестивалях и музыкальных празднествах) стала неотъемлемым художественным достоянием не только Нью-Йорка, но и всего мира. История «Метрополитен-опера» ярко отражает специфические процессы, происходившие в музыкальной жизни, исполнительской культуре США. В этой связи показательно, что с самого начала одной из характернейших черт работы данного музыкального учреждения становится стремление создать труппу из оперных звезд мировой величины, приглашение на ведущие партии европейских гастролеров. М. Зембрих и Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин и К. Флагстад, Г. Малер и А. Тосканини — вот только некоторые из имен великих мастеров оперы, внесших свой вклад в расцвет театра «Метрополитен-опера».

Уже в первом спектакле (опере Ш. Гуно «Фауст») выступили известнейшие певцы того времени — К. Нильсон, С. Скалчи, И. Кампанини. А спустя два дня партию Лючии де Ламмермур в одноименной опере Доницетти исполнила выдающаяся польская певица М. Зембрих. Эти артисты и составили основу молодой труппы театра.
В следующем сезоне музыкальным руководителем коллектива стал видный американский музыкант Л. Дамрош — в то время главный дирижер симфонического оркестра Нью-йоркской филармонии. В качестве же первого постоянного дирижера в «Метрополитен-опера» был приглашен признанный мастер — А. Зейдель.

В этот период проявляется репертуарная ориентация «Метрополитен-опера», ведущее место в программах его спектаклей отводится сочинениям Р. Вагнера, Это — «Мейстерзингеры» (1886), «Тристан и Изольда» (1886), «Парсифаль» (1903).
Незабываемым событием в музыкальной жизни Нью-Йорка стало выступление в ноябре 1903 года на сцене театра в партии Герцога (в опере Дж. Верди «Риголетто») выдающегося итальянского певца Э. Карузо. С этого времени жизнь Карузо была неразрывно связана с «Метрополитен-опера».
Яркой страницей в истории театра явился дебют крупнейшего русского певца Ф. И. Шаляпина. В 1907 году он выступил в роли Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто, а затем неоднократно принимал участие в спектаклях «Метрополитен-опера».
С 1908 по 1915 год главным дирижером театра был А. Тосканини. Его первым спектаклем была опера Дж. Верди «Аида». А для исполнения опер немецких композиторов был приглашен Г. Малер. Под магической палочкой этого музыканта давались спектакли немецкой оперной классики, в первую очередь сочинения Р. Вагнера.
Под непосредственным воздействием Тосканини и Малера репертуар театра обогащался в основном за счет произведений итальянских и немецких композиторов, но заметно возрос также интерес и к русской опере. Так, в сезоне 1909/10 года труппа «Метрополитен-опера» под руководством Малера впервые исполнила «Пиковую даму» П. И. Чайковского.

В апреле 1917 года Соединенные Штаты Америки вступили в мировую войну. В стране разразилась кампания травли всего немецкого. Политическая ситуация в значительной степени отразилась и на деятельности «Метрополитен-опера». Многие контракты с немецкими музыкантами были расторгнуты. До середины 30-х годов ведущее место в программах спектаклей занимали оперы итальянских композиторов, причем особое предпочтение отдавалось, сочинениям Дж. Верди и Дж. Пуччини.
В начале 30-х годов в результате экономического кризиса существование театра было поставлено под угрозу. Бедственное положение, в котором оказался крупнейший оперный центр, привлекло внимание американской общественности. В стране поднялась общенациональная кампания за спасение «Метрополитен-опера». Весной 1932 года по общественной подписке было собрано 1 500 000 долларов. В следующем году эта сумма возросла почти вдвое. Театральный сезон пришлось урезать с двадцати четырех недель до четырнадцати, но зато ведущий американский театр удалось сохранить.
Со второй половины 30-х годов вновь возрос удельный вес немецких опер в репертуаре театра. Фантастический успех К. Флагстад в партии Зиглинды в «Валькирии» в значительной степени способствовал подъему интереса к произведениям Вагнера.

В 50—70-е годы труппа театра интенсивно пополняется выдающимися оперными певцами мира. Б. Нильсон, Дж. Сазерленд, М. Каллас, Р. Тибальди поднимают славу «Метрополитен-опера» на новую высоту. Укрепляется группа американских артистов, работающих в театре. Среди них блистают имена Л. Прайс, Р. Такера, Р. Мерилла. По-прежнему приглашаются и ведущие дирижеры мира. Дж. Селл, Ф. Райнер и многие другие выдающиеся музыканты вносят свой вклад в дело процветания театра.
В 60—70-е годы театр включает в свой репертуар произведения американских композиторов. Так, в 1966 году состоялась премьера оперы С. Барбера «Антоний и Клеопатра» — сочинение, специально написанное для первого спектакля «Метрополитен-опера» в новом здании в Линкольн-центре.
И сегодня театр «Метрополитен-опера» сохраняет и преумножает славные традиции, заложенные великими мастерами оперы. Как и прежде, здесь выступают ведущие оперные артисты различных стран мира, в том числе и Советского Союза. И. Архипова, Е. Образцова, Е. Нестеренко и другие замечательные советские музыканты неоднократно выступали на прославленной сцене с триумфальным успехом.
Каждый спектакль овеянной легендарной славой нью-йоркской оперы является подлинным праздником музыки, оставляет неизгладимый след в сердцах ее почитателей.
Н. Середа