Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

30 октября
75 лет со дня рождения
Анатолия Ивановича ОРФЕНОВА

 

 

Свыше двадцати лет А. И. Орфенов был одним из ведущих артистов Оперного театра имени К. С. Станиславского и Большого театра СССР, с большим успехом выступал на сценах других оперных театров страны и на концертной эстраде.

Детство и юность не предвещали ему счастливой певческой карьеры. «В детстве я жил в Касимове, уездном городке Рязанской губернии, — вспоминает певец. — Жили мы при керосиновых лампах, никаких развлечений у нас не было, только раз в году, на святках, давались любительские спектакли. У нас был граммофон, который мы заводили по праздникам, и я слушал пластинки Собинова. Собинов был для меня самым любимым артистом, у него я хотел учиться, ему хотел подражать». Мог ли юноша предположить, что через несколько лет ему выпадет счастье не только увидеть Л. В. Собинова, но и работать с ним над первыми оперными партиями?

В 1928 году Анатолий Орфенов приезжает в Москву и поступает учиться сразу в педагогический и музыкальный техникумы. Последний он окончил в 1934 году по классу пения А. Погорельского. Творческий путь певца- начался в 1933 году, когда его, еще студента, приняли в Оперный театр имени К. С. Станиславского. Тогда же состоялось знакомство Орфенова с Собиновым, бывшим в те годы помощником Станиславского по творческим вопросам.
Сильный, приятного тембра лирический тенор молодого певца, его прекрасные внешние данные, большая музыкальность, трудолюбие и скромность обратили на себя внимание художественного руководства театра.
Первой значительной партией Орфенова стал Ленский в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Собинов писал Станиславскому: «Я распорядился, чтобы Орфенов, у которого прелестный голос, срочно готовил Ленского, кроме Эрнесто из „Дон Паскуале"».

Много внимания и времени уделял молодому артисту и Станиславский. «Константин Сергеевич часами разговаривал со мной. О чем? О моих первых шагах на сцене, о моем самочувствии в той или иной роли, о задачах и физических действиях, которые он не- -пременно вносил в партитуру роли, об освобождении мышц, об этике актера в жизни и на сцене. Это была большая воспитательная работа, и я всем сердцем и навсегда благодарен за нее своему учителю», — писал впоследствии Орфенов.
Работа с крупнейшими мастерами советского искусства оказала огромное влияние на формирование художественной индивидуальности артиста и воспитание его театрально-музыкальной культуры. Зрителей покоряла естественность, органичность и простота его поведения на сцене — он был верен заветам своих учителей. Звук для него никогда не служил самоцелью. Певец всегда шел целиком от музыки, в ней находил ключ к пониманию и созданию жизненно правдивых образов, характеров.
На сцене Оперного театра имени К- С. Станиславского, а затем и Большого театра СССР, куда Анатолий Орфенов был приглашен в 1942 году, артист создал галерею первоклассных вокально-сценических образов, отмеченных талантом, мастерством, высоким профессионализмом.

Орфенов был замечательным исполнителем партий Берендея в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова, Синодала в «Демоне» А. Г. Рубинштейна, Юродивого в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского, Альфреда и Герцога в операх Дж. Верди «Травиата» и «Риголетто», графа Альмавивы в «Се-вильском цирюльнике» Дж.. Россини, Ромео и Фауста в операх Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» и «Фауст». За создание образа Вашека в «Проданной невесте» Б. Сметаны, образа полного юмора и обаяния, Орфенову была присуждена Государственная премия СССР.

Орфенов широко известен и как замечательный мастер камерного пения. Его исключительная музыкальность, тонкая, вдумчивая интерпретация, чувство стиля способствовали достижению больших художественных результатов. Много и плодотворно он работал на радио — в качестве солиста и художественного руководителя вокальной группы, в Ансамбле советской оперы ВТО. С его искусством знакомы зрители Ирана и Болгарии, Румынии и Югославии, Польши и ГДР, где певец с большим успехом гастролировал.

Заслуженный артист РСФСР А. И. Орфенов ведет большую педагогическую и общественную деятельность в нашей стране и за рубежом. С 1950 по 1970 год он преподавал (с 1958 года—доцент) в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, с 1971 по 1973 год он работал в Каирской консерватории, а в 1974—1980 годах являлся педагогом Братиславского института искусств и за свои заслуги был удостоен звания заслуженного работника культуры Словакии.
Орфенов — автор ряда книг о вокальном искусстве, в том числе «Творческий путь Л. Собинова», «Юность, надежды, свершения» (:об оперных солистах Большого театра) и других.
В. Зарубин