Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

7 октября
75 лет со дня рождения
Николая Семеновича РАБИНОВИЧА (1908—1972)

 

 

Творческая деятельность видного ленинградского дирижера, профессора Н. С. Рабиновича оставила глубокий след в развитии советского музыкального исполнительства. Уроженец Петербурга, Рабинович получил образование в консерватории родного города под руководством известных дирижеров Н. А. Малько и А. В. Гаука. Еще студентом он вступил на путь артиста. Начав с работы концертмейстера в клубах и передвижных театрах, он в 1930 году стал руководителем музыкального отдела студии Ленфильм. Им озвучены первые звуковые фильмы: «Одна», «Златые горы», затем — трилогия о Максиме, «Встречный», «Овод», «Белинский», один из шедевров последних лет — «Гамлет» и др. В основном Николай Семенович озвучивал фильмы с музыкой Д. Д. Шостаковича.

Но главным делом жизни Рабиновича было оперно-симфоническое дирижирование. Начиная с 1931 года и до конца жизни он выступал в концертах Ленинградской филармонии; в течение ряда лет был главным дирижером симфонического оркестра Ленинградского комитета радиовещания и продолжал руководить им, когда оркестр перешел в состав Ленинградской филармонии. В 60-х годах дирижер возглавлял оркестр старинной и современной музыки, молодежный ансамбль, возникший на началах самодеятельности и превратившийся под его руководством в отличный профессиональный коллектив.
Репертуар Рабиновича был необычайно широк. Под его управлением звучали произведения разных эпох и жанров, начиная от старинной музыки и кончая последними новинками современности. Большое внимание он уделял пропаганде лучших образцов советской музыки (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, В. Щербачев, 3. Палиашвили, Г. Свиридов и др.). С Николаем Семеновичем часто выступали выдающиеся отечественные и зарубежные солисты — Г. Нейгауз, Л. Оборин, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, И. Стерн, Г. Касадо и другие.

Много сил отдавал Рабинович музыкальному театру. На сценах ленинградских театров и в Оперной студии консерватории с успехом шли под его управлением оперы «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля», «Риголетто», «Проданная невеста», «Кармен» (в авторской редакции, с разговорными репликами), «Евгений Онегин», «Пиковая дама», оперетты «Цыганский барон», «Летучая мышь».
В 1939 году началась многолетняя педагогическая деятельность Николая Семеновича в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1957 года он возглавлял кафедру симфонического дирижирования. В студенческой аудитории широко проявлялись его блестящие педагогические данные, глубокая эрудиция, тонкое мастерство анализа, чуткое умение ценить и развивать молодые дарования. Под его руководством достигли высокого художественного уровня исполнительские коллективы консерватории. Показательно, что студенческим оркестром и хором под управлением Рабиновича впервые в Советском Союзе была исполнена такая сложная партитура, как «Военный реквием» Б. Бриттена. Выдающийся английский композитор горячо благодарил исполнителей.

В классе Рабиновича выросло много молодых дирижеров, занимающих видное положение в советской музыкальной жизни. Это главный дирижер Большого театра СССР, народный артист СССР Ю. Симонов, главный дирижер симфонического оркестра Ленинградской филармонии, народный артист РСФСР А. Дмитриев, дирижер Большого театра СССР, заслуженный артист РСФСР М. Эрмлер, дирижер Ленинградской филармонии, заслуженный артист РСФСР М. Янсонс, главный дирижер Тбилисского оперного театра Г. Азмайпарашвили, главный дирижер Бакинского оперного театра Р. Абдуллаев и многие другие.
Воспитанники Рабиновича с чувством любви и благодарности вспоминают учителя. «Николай Семенович, — говорит М. Янсонс, — был выдающимся музыкантом и большим другом молодежи. Не только мы, его воспитанники, но и другие музыканты знали, что к нему всегда можно обратиться с любым вопросом, что он поможет нам, подскажет правильное решение. Ведь его знания были поистине энциклопедичны. Мы любили и почитали его».

Об этом же говорит главный дирижер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова Ю. Темирканов: «Занятия в классе Мусина не лишали меня возможности посещать класс Николая Семеновича, привязанность к нему — музыкантскую и человеческую — я сохранил на все годы и после окончания консерватории, впдоть до его кончины, и до сих пор горжусь дружбой с этим выдающимся музыкантом».
Да и в своей исполнительской деятельности дирижер был воспитателем в высшем значении слова. Его выступления привлекали глубиной и продуманностью при полном отсутствии показной эффектности. Критика неизменно отмечала присущее дирижеру «глубокое проникновение в авторский замысел композитора. отсутствие всего внешнего, показного, скупой, экономный, но четкий жест».

Одаренный, вдохновенный музыкант, пропагандист лучших образцов симфонической и оперной литературы, педагог-воспитатель в широком смысле—таким Н. С. Рабинович вошел в историю советской музыкальной культуры.
А. Ступель