Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

А. Гурилев



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

11 сентября
125 лет со дня смерти
Александра Львовича ГУРИЛЕВА
(1803—1858)

 

 

Сочинения А. Л. Гурилева еще при жизни автора приобрели широкую известность и прочно вошли в быт различных слоев русского общества. Некоторые его песни — «Матушка-голубушка» «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая» — подчас принимаются за фольклорные. И это не случайно. В разных уголках нашей страны народ поет их по-своему, варьируя мелодии на свой лад, как это свойственно народному исполнительству. Музыка Гурилева с момента ее создания живет и на концертной эстраде, в репертуаре многих русских и советских певцов. Достаточно вспомнить, например, прекрасное исполнение его романсов Н. А. Обуховой.

Гурилев родился в семье крепостного человека графа В. Г.Орлова. Его отец, Лев Степанович, сочинял музыку и возглавлял графский оркестр — один из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века, постоянным местопребыванием которого было подмосковное поместье Отрада. Под руководством отца будущий композитор прошел основательную школу музыкального воспитания. С малых лет он играл на скрипке в графском оркестре, а позже участвовал также и в камерных ансамблях; исполнял партию альта в квартете просвещенного любителя музыки Н. Б. Голицына, выступал как пианист-солист и аккомпаниатор.
В имение Отрада часто приезжали любители музыки из Москвы, соседних поместий, а также из других городов. Бывал здесь и известный пианист Дж. Фильд, учитель юного М. И. Глинки, с 20-х годов живший в Москве. Существует предположение, что Фильд не обошел своим педагогическим вниманием одаренного крепостного мальчика Александра Гурилева.

Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным. Только с кончиной старого графа Орлова в 1831 году семья Гурилевых получила «волю». Александру было тогда уже двадцать восемь лет. С этого времени многое изменилось в его судьбе. Он познакомился с артистами, живописцами, музыкантами, подружился с А. Е. Варламовым. Часто выступал в концертах и к 1840-м годам стал любимым пианистом, приобрел известность и как превосходный фортепианный педагог. В эту же пору Гурилев много и увлеченно сочинял, главным образом вокальную и фортепианную музыку. Его произведения сделались популярными, их исполняли в концертах, в домах горожан разных сословий.

Композитор Гурилев
А. Л. Гурилев


Тяжелая болезнь настигла композитора в пору расцвета и зрелости его таланта. Почти десять лет он был прикован к больничной койке. О его кончине почти никто не знал. Лишь через несколько дней неизвестный автор оповестил в газетном некрологе о смерти талантливого музыканта.

Музыка же Гурилева звучит и в наши дни. Это песни «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки», «Сарафанчик», «Гаданье», «Отгадай моя, родная», обработки народных мелодий — «Не одна во поле дороженька», «Лучинушка», «Уж как пал туман», а также фортепианные пьесы. Среди лирических бытовых романсов и песен
Гурилева есть и превосходные образцы нового типа: драматические монологи-рассказы о горькой личной судьбе — «Разлука», «Сердце-игрушка», монологи-размышления — «И скучно, и грустно», «Оправдание» (на стихи М. Ю. Лермонтова), монолог-элегия «Вам не понять моей печали»; взволнованное выражение момента творческого вдохновения — «Внутренняя музыка» (на стихи Н. П. Огарева).
В музыке, полной искреннего чувства и" глубокой душевности, Гурилев — певец-лирик чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников.
М. Риттих