Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 сентября
75 лет со дня рождения
Александра Наумовича ДОЛЖАНСКОГО (1908—1966)

 

 

А. Н. Должанский принадлежит к поколению музыкантов, ступивших на самостоятельный путь в предвоенное десятилетие. Он начал преподавать в 1929 году, выступать в качестве лектора в 1930 году, как ученый заявил о себе в кандидатской диссертации «О некоторых композиционных особенностях инструментальных фуг И. С. Баха» (1937—1942).

Человек яркого общественного темперамента, Должанский до конца дней сознавал себя бойцом идеологического фронта и безраздельно отдавался музыкальной педагогике и науке, просвещению и пропаганде, многие годы был председателем секции критики и музыкознания в Ленинградском союзе композиторов и членом его правления. Все эти виды деятельности составляли для Должанского единое целое и постоянно обогащали друг друга. В лекционную и организационную работу он вносил методичность и основательность педагога, в преподавании сочетал черты ученого и воспитателя, как исследователь и музыкальный писатель обращался к проблемам, встававшим перед ним из опыта общения со студентами, коллегами, широкой слушательской аудиторией. Так, на стыке педагогических и просветительских занятий Должанского появились «Краткий курс гармонии для любителей и начинающих профессионалов» (1966); «Музыка Чайковского. Симфонические произведения» (1955) — книга очерков о сочинениях великого русского композитора, написанная в стиле его литературной речи; «Краткий музыкальный словарь» (1952, 1955, 1959, 1964, несколько зарубежных изданий)— труд, которому присущи широта охвата музыкальных явлений, единство научной концепции, простота и точность формулировок.

Задачи лекционной работы и пропаганды советской музыки побудили Должанского совместно с Г. Б. Бернандтом осуществить весьма трудоемкое издание первого в нашей стране биографического справочника «Советские композиторы» (1957). На пересечении научной и педагогической деятельности Должанского родились статьи и исследования, посвященные различным проблемам полифонии, лада и гармонии, музыкальной формы. Это статьи: «Относительно фуги» (1959) — эссе, в котором раскрывается взгляд на психологию и эстетику этой формы, «Еще о „Пиковой даме" и Шестой симфонии Чайковского» (1960), где показаны важные параллели между двумя вершинными произведениями Чайковского, ряд работ о творчестве Шостаковича — статьи «О композиции первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича» (1956), «Краткие замечания об Одиннадцатой симфонии» (1958), «Из наблюдений над стилем Шостаковича» (1959), а также монография «24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича» (1963), содержащая анализы всех циклов этого сборника, исследование об особенностях фуг Шостаковича и своеобразный теоретический конспект учебника полифонии.

К творчеству Шостаковича, своего гениального современника и сверстника, Должанский был привержен особенно сильно, и именно в статьях о музыке этого композитора — «О ладовой основе сочинений Шостаковича» (1947) и «Александрийский пентахорд в музыке Д. Шостаковича» (1967)— сделал ряд открытий, существенных для понимания эволюции общественного слухового сознания в XX столетии.
Жизнь Должанского трагически оборвалась в самом расцвете его многогранной деятельности. Остались незаписанными мысли об александрийском гексахорде, о новых выразительных возможностях формы фуги в творчестве Шостаковича. Не получили завершения многолетнее исследование «О связи между ритмом русской речи и русской музыки» и книга «О лекторском труде».
Научному творчеству и личности Должанского посвящены очерки В. П. Бобровского и А. А. Чернова, предваряющие посмертный сборник «А. Должанский. Избранные статьи» (1973).
К. Южак