Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 сентября
400 лет со дня рождения
Джироламо ФРЕСКОБАЛЬДИ (1583—1643)

 

 

Дж. Фрескобальди принадлежит к числу крупнейших и притом наиболее оригинальных и прозорливых художников музыкальной Италии. Он был композитором, неразрывно связавшим свою творческую деятельность с исполнительской: выдающийся, прославленный органист, отлично владел клавесином, смолоду выступал как церковный певец.

Родился Фрескобальди в Ферраре. Обучался музыке под руководством Суперби и, возможно, Лудзаски. Работал он при дворе Феррарского герцога, когда начинал свой творческий путь, а затем стал органистом последовательно в конгрегации и академии «Санта-Чечилиа», в одной из римских церквей, а с 1608 года — в соборе св. Петра. Фрескобальди пользовался большим авторитетом как в кругах духовенства, так и, в особенности, среди итальянских и зарубежных музыкантов, был широко образованным музыкантом и обладал большим художественным кругозором. Сопровождая в 1607 году папского нунция, он побывал в Брюсселе, Швейцарии, Лотарингии, Люксембурге. Мадригалы Фрескобальди были изданы в 1608 году в Антверпене: его хорошо узнали и там.

Как превосходный органист, выступающий во всемирно известном соборе св. Петра с исполнением собственных сочинений, Фрескобальди привлекал в Рим многих современных музыкантов, которые стремились не только услышать его игру, но и, по возможности, перенять опыт, поучиться у него. Творческое воздействие Фрескобальди испытали на себе не одни его итальянские современники. Благодаря тому, что он блестяще исполнял свои сочинения и обладал редким даром импровизации, его влияние на слушателей с годами росло и его инструментальная музыка давала увлекательные образцы современным композиторам. В наши дни, в широкой исторической ретроспективе трудно представить развитие западноевропейской инструментальной музыки вне инициативной роли и творческого наследия Фрескобальди, оставившего ярко ощутимый след в, музыкальной культуре XVII века.
Фрескобальди несомненно являлся представителем экспрессивного стиля в искусстве своего времени подобно Клаудио Монтеверди и ряду современных итальянских живописцев,. выделявшихся остро-динамическим образным строем. Его музыка, особенно в авторском исполнении, воздействовала индивидуально-выразительным тематизмом, драматической экспрессией, богатой фантазией, сочетанием патетической, даже «говорящей» импровизационности с продуманной, гармоничной стройностью. По существу, Фрескобальди поднял органную музыку, звучавшую в католической церкви, на подлинно концертный уровень, сблизил ее с такими светскими жанрами, как опера или молодая кантата, клавирная пьеса или лучшие сочинения для лютни.

В творчестве Фрескобальди как бы скрестились пути (важнейшие для музыки XVII века!) от старинных полифонических форм XVI века к классической фуге Баха — и от светских бытовых жанров к сюите, как циклу небольших пьес, отчасти танцевального происхождения. И все это находится в его творческом процессе в связи с принципом ва-риационности. Фрескобальди был смел и в применении острых, необычных гармонических средств (писал порою «с жесткостями», по собственному выражению), и в импровизационности музыкального письма, особо характерного для его токкат и фантазий. Вместе с тем в его ричеркарах и канцонах проявляются, предсказываются уже черты классической фуги — более всего в выразительном, даже концентрированном по смыслу тематизме. Сама импровизационность Фрескобальди (почти неограниченная — он позволял исполнителю окончить его произведение в любом месте!) подчиняется, однако, в крупных произведениях общему ладогармоническому плану целого, причем разделы формы подчеркнуты, например, сменой органных пунктов, членящих ее четко и пропорционально.
Особого внимания заслуживает у Фрескобальди своего рода синтетическое развитие музыкальных форм, протекающее у него с удивительной непринужденностью и естественностью. Он может, например, создать канцону для органа, как полифоническое произведение из нескольких разделов, соединенных единой темой, которая варьируется для каждого раздела, а сами разделы противопоставлены один другому наподобие сюитно-сонатного цикла.

Здесь и имитационное развитие, и монотематизм, и принцип вариационности, и идея цикла сосуществуют в одном целом. Что касается клавирных сочинений композитора, то его партиты состоят из ряда танцев, контрастирующих по характеру движения, но объединенных единым тематизмом (принцип старинной сюиты). В итоге экспрессивность и яркость музыкальных образов соединяются у Фрескобальди со смелостью новаторства в области музыкальных форм.

Скончался Фрескобальди в расцвете славы. Его творческое наследие осталось многозначительным для новых поколений. Будущее показало, что все его искания и находки были в полном смысле перспективны. Не только развитие инструментальных форм итальянской музыки, но и пути музыкального искусства Западной Европы не миновали того, что было намечено, открыто или утверждено в его творчестве.
Т. Ливанова