Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

21 сентября
100 лет со дня рождения
Константина Алексеевича КУЗНЕЦОВА (1883—1953)

 

 

В истории советской музыковедческой науки имя К- А. Кузнецова занимает одно из первых, почетных мест. Ученый необычайно широкой эрудиции, блестящий лектор, талантливый историк, он принадлежал к той группе музыковедов старшего поколения, чьими усилиями создавалось отечественное музыкознание, формировалась советская музыкальная наука и критика.

Кузнецов родился в Новочеркасске, в семье педагога-историка. С юных лет проявилась его одаренность в области гуманитарных наук — истории, философии и эстетики, его любовь к музыке, литературе, искусству. Поступив в 1902 году на юридический факультет Московского университета, он одновременно слушал лекции на историко-филологическом факультете Гейдельбергского университета в Германии. Здесь же он занимался историей музыки под руководством известного немецкого музыковеда Ф. Вольфрума и композицией у М. Регера. Блестяще защитив диссертации на степень доктора философии в 1906 году в Гейдельберге, а затем магистра и доктора государственного права в Москве, молодой ученый завоевал известность в научном мире.

Но музыка постепенно подчинила себе его научные интересы. Широкое гуманитарное образование помогло ему стать, уже в послеоктябрьские годы, одним из ведущих советских историков музыкальной культуры, способных к решению самых сложных, малоисследованных проблем. В период 1920-х годов Кузнецов активно работает как исследователь, музыкальный критик и педагог, ведет руководящую работу в научных учреждениях Москвы — Государственном институте музыкальной науки и Государственной академии художественных наук, преподает в Московской консерватории. Под его редакцией выходит фундаментальный труд «История русской музыки в исследованиях и материалах», в котором центральное место занимала написанная им монография «Глинка и его современники» (1926). А затем, уже в 30-е годы, были опубликованы ценные труды по истории зарубежной музыки: «Музыкально-исторические портреты» (серия очерков о Я- Свелинке, К. Монтеверди, Ф. Куперене и других композиторах XVII—XVIII веков), «Древние основы испанской музыкальной культуры», очерки о К. В. Глюке, Ф. Шуберте, Дж. Верди, Ж. Визе. Попутно развертывалась работа музыкального критика, рецензента. Член Союза советских композиторов со времени его основания, Кузнецов постоянно выступает в периодической печати, в журналах «Советская музыка», в газете «Советское искусство», живо откликаясь на новые произведения, новые события музыкальной жизни.

Активной творческой работы не прекращал музыковед и в тяжелые годы войны, руководя кафедрой истории русской музыки в Московской консерватории. В центре его внимания стояли в то время проблемы отечественной музыкальной культуры. Создавались исследования по истории древнерусского музыкального искусства, музыкального быта древнего Киева, Новгорода, Московского государства. Увлеченно работал он и над творчеством русских композиторов-классиков — Рахманинова, Глинки, Даргомыжского. Та же тематика преобладала и в устных выступлениях Кузнецова, в его ярких и содержательных докладах на конференциях в Московской консерватории, Всероссийском театральном обществе и в Государственном центральном музее музыкальной культуры.

В трудах Кузнецова, как и во всей его деятельности, ярко запечатлелся творческий облик этого замечательного ученого, обладавшего не только исключительно многогранной эрудицией, но и редким литературным талантом. В любой избранной им теме он умел найти новый аспект, пробудить к ней живой интерес читателя, ввести его в атмосферу изучаемой эпохи. На его работах и под его руководством воспитывались крупнейшие советские музыковеды следующего поколения — Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, Т. Н. Ливанова, С. С. Скребков и многие другие ученые, критики, педагоги. Отзывчивый и чуткий в общении с окружающими, он с особым вниманием относился к своим преемникам — молодым музыковедам. В этом внимании к молодым растущим силам нашей науки полностью отразилась огромная целеустремленность ученого, отдавшего все силы родному искусству.
О. Левашева