Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

25 сентября
75 лет со дня рождения
Эугена СУХОНЯ

 

 

Многие достижения в музыкальном искусстве Чехословакии связаны с именем Э. Сухоня — композитора масштабного и самобытного дарования. Один из создателей словацкой национальной школы, формирование которой относится к 30-м годам нашего столетия, Сухонь достиг высоких художественных результатов на основе органичного претворения традиций общеевропейской музыкальной культуры и музыки своей страны — прежде всего словацкого фольклора.

«В народном искусстве любой страны, — писал Сухонь в статье „Об актуальных проблемах музыки XX века", — композитор может открыть для себя что-то новое, неисследованное. Мнение о том, что фольклор совершенно изучен, глубоко ошибочно. Процесс его познания только начинается». Фольклор для Сухоня— неисчерпаемый источник творческого вдохновения и научных изысканий, определивших специфику всей системы его мышления и направление теоретических исследований (их основные положения изложены в труде «Аккордика. От трезвучия к двенадцатизвучию»). Народные баллады и танцы, бытовые и обрядовые песни, лирика и эпос — все, что запечатлелось в детстве (прошедшего в городе Пезинок), усвоилось позже (в годы учения в Братиславе и Праге) и обрело в произведениях Сухоня новую жизнь. Их жанровую природу, мелос и ритмику, ладогармонические свойства воспроизводит автор в произведениях с национальной программой, занимающих центральное место в наследии композитора, — кантате «Псалом земли Под-карпатской» (1938), хоровых сюитах «О горах» (1942), «О Словакии» (1961), фортепианном цикле «Картинки Словакии» (1957).

Разноплановы образно-стилистические трансформации народно-песенных источников. Не только сочные, подчас терпкие жанровые сцены-зарисовки или пейзажная лирика с тончайшей колористической звукописью, Но и экспрессивно-драматические образы рождаются на их основе. Таков «Псалом земли Подкарпатской», созданный в преддверии военной катастрофы. Эта монументальная вокально-симфоническая фреска воплощает обобщенный эпико-драматический образ народа, в годы тяжелых испытаний не утратившего своего национального достоинства и веры в будущее.
Почти во всех жанрах созданы Сухонем лучшие образцы словацкого профессионального искусства. В «Крутняве» («Водовороте», 1949) он выступает как автор первой классической национальной оперы—народно-бытовой драмы. Иной тип драматургии во второй опере — «Святоплук» (1960) — историко-эпической драме. Как при обращении к сценам из крестьянской жизни, так и к историческим событиям эпохи Ве-ликоморавской державы, композитору достаточно мастерства оперного драматурга, чтобы развертываемые на сцене события воспринимались как подлинные, реально происходящие. Действие в обеих операх разворачивается динамично, сконцентрировано вокруг главного идейного стержня. Портреты героев, показанных в острых, кризисных ситуациях, неоднозначны, психологически сложны и тем достоверны, а их вокальная речь всегда индивидуализирована. Контрастные оперные эпизоды, монологические, ансамблевые и массовые сцены органично скреплены в сквозном музыкально-драматургическом процессе. И в «Крутняве», и в «Святоплуке» Сухонь ставит и решает интересующие его как. художника темы этически значимые — наказание сил зла и несправедливости, торжество высоких нравственных принципов, воспевание душевной чистоты и благородства.

Произведения инструментальной музыки Сухоня не уступают по значению оперным. Как в крупных формах, так и в камерном жанре композитор осуществляет оригинальные художественные идеи, касается ли это тематики, форм, выбора инструментального состава, стилевой ориентации (например, фольклорной, неоклассической). Так, чертами бравурного концертного жанра отмечены его «Фантазия и бурлеска» для скрипки с оркестром (1948), Серенада для струнного оркестра (1934), не лишенная драматизма «Балладная сюита» для оркестра (1936). В фортепианном цикле «Калейдоскоп» (1969) музыкальное содержание пьес сочетается с чисто технической задачей — дать образцы различных гармонических стилей композиторов XX века. Личная тема, тема художника в современном мире, становления его личности, преклонения перед художественным гением определяет концепцию самых значительных оркестровых сочинений «Метаморфозы» (1953) и «Фантазии на тему ВАСН» (1972).

Неустанное стремление к самоусовершенствованию, к поискам новых выразительных средств руководит композитором на протяжении всей его творческой жизни. Эволюция его стиля от ранних поздне-романтических опусов, с их субъективно-лирическим тонусом, через освоение новых способов композиции (в том числе додекафонии) к поздним сочинениям, основанным на модальной технике, осуществляется без резких поворотов, целенаправленно: сохранялось найденное, ценное, оно обогащалось новым, необходимым для реализации дальнейших замыслов, все более связанных с философско-психологической проблематикой. При этом рациональные моменты творчества не становились самодовлеющими; на первый план всегда выступает искренность, эмоциональность, естественность музыкального высказывания. Быть может, потому, что композитор исходит из реальной жизни, ее глубокого осмысления, пишет о судьбе народа, о человеке, о вечном его стремлении к познанию и высокому нравственному идеалу.
Сейчас Сухонь представляет поколение старейшин словацкой музыки, являя собой пример честного служения большому искусству. Его заслуги отмечены высшей наградой республики — званием народного артиста ЧССР.
Н. Гаврилова