Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

АПРЕЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 апреля
100 лет со дня рождения
Генриха Густавовича НЕЙГАУЗА (1888 - 1964)

 

 

"У меня смолоду и до сегодняшнего дня сохранилось одно чувство: при каждой встрече с очень большим человеком, будь то писатель, поэт, музыкант, художник, Толстой или Пушкин, Бетховен или Микельанджело, я убеждался в том, что для меня важно прежде всего то, что этот человек большой, что я через искусство вижу огромного человека и в какой-то мере (условно говоря) мне безразлично, высказывается ли он в прозе или в стихах, в мраморе или звуках". Эти слова выдающегося советского пианиста и педагога, народного артиста РСФСР, доктора искусствоведения, профессора Генриха Густавовича Нейгауза с полным основанием можно отнести и к нему самому. Вся жизнь и деятельность замечательного музыканта, его вдохновенное служение Искусству, сам его облик, излучавший доброту, свидетельствуют о том, что Нейгауз был действительно большим человеком и большим художником, вписавшим яркую страницу в историю отечественной музыкальной культуры.

Нейгауз родился на Украине, в городе Елисаветграде (ныне Кировоград). Его родителями были известные в городе музыканты-педагоги, основавшие там музыкальную школу. Дядей Генриха по материнской линии был замечательный русский пианист, дирижер и композитор Ф. М. Блуменфельд, а его двоюродным братом - Кароль Шимановский, впоследствии выдающийся польский композитор.
В семье царил культ музыки, и поэтому нечастые приезды Блуменфельда в Елисаветград воспринимались Генрихом как самые большие праздники: в прекрасном исполнении дяди он слушал произведения Шопена, Шумана, Листа, Вагнера, Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского.

Дарование Нейгауза проявилось очень рано, однако он в детстве не получил систематического музыкального образования. Его пианистическое развитие протекало во многом стихийно, повинуясь могучей силе звучащей в нем музыки. "Когда мне было лет восемь или девять, - вспоминал Нейгауз, - я стал сперва понемногу, а потом все больше — и чем дальше, тем с большим азартом -импровизировать на рояле. Иногда (это было немного позднее) я доходил до полной одержимости: не успевал проснуться, как уже слышал внутри себя музыку, свою музыку, и так почти весь день".
В двенадцатилетнем возрасте Нейгауз впервые выступил перед публикой в родном Елисаветграде, а уже с середины 900-х годов юный пианист дает концерты в городах Германии, Австрии, Италии, Польши. Публика и пресса тепло принимают Нейгауза. В рецензиях отмечается масштабность его дарования и выражается надежда, что пианист со временем займет видное место в музыкальном мире.
С 1912 года Нейгауз занимается у Леопольда Годовского в Школе мастеров при Венской академии музыки и сценического искусства, которую с блеском оканчивает в 1914 году, перед самым началом первой мировой войны. На протяжении всей жизни Нейгауз с большой теплотой вспоминал своего учителя, характеризуя его как одного "из великих пианистов-виртуозов после-рубинштейновской эпохи". В 1915 году пианист экстерном оканчивает Петербургскую консерваторию и получает звание свободного художника. С этого времени начинается его активная педагогическая и концертная деятельность.

С 1916 по 1918 год Нейгауз преподавал в Музыкальном училище Русского музыкального общества в Тифлисе, преобразованном в 1917 году в консерваторию, а с 1918 по 1922 год -в Киевской консерватории (с 1910 года - профессор). Годы работы в Тифлисе и Киеве ознаменованы интенсивным развитием Нейгауза как педагога и исполнителя. В Киевской консерватории в его классе, весьма "пестром" по составу учащихся, учились Т. Гутман и В. Разумовская, ставшие впоследствии видными музыкантами. Значительное место в его концертных программах занимают произведения горячо любимых им Шопена и Скрябина.
В 1922 году произошло событие, определившее всю дальнейшую творческую судьбу Нейгауза: он стал профессором Московской консерватории. В течение сорока двух лет продолжалась его педагогическая деятельность в этом прославленном вузе, давшая замечательные результаты и цб многом способствовавшая широкому признанию советской фортепианной школы во всем мире. В 1935 - 1937 годах Нейгауз был директором Московской консерватории, а в 1936 - 1941 и 1944 - 1964 годах - заведующим кафедрой специального фортепиано.

Музыкант - пианист Нейгауз
Г. Г. Нейгауз

 

Учениками Нейгауза являются такие вьщающиеся пианисты, как С. Рихтер и Э. Гилельс. В разное время у него учились Я. Зак, В. Горностаева, Е. Малинин, С. Нейгауз, Л. Наумов, А. Наседкин, М. Федорова, В. Крайнев, Е. Могилевский и многие другие музыканты, ставшие известными исполнителями и педагогами. В течение более тридцати лет (начиная с 1932 года) многочисленными питомцами Нейгауза завоеваны премии на самых представительных всесоюзных и международных конкурсах пианистов - в Варшаве и Вене, Брюсселе и Париже, Лейпциге и Москве.
Огромный резонанс приобрела исполнительская деятельность Нейгауза. Значительными событиями в культурной жизни страны стали концерты, в которых он исполнял все сонаты Скрябина, произведения Шопена, Брамса, Шумана, Листа, Бетховена, Шимановского, Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Мясковского, Шостаковича.

Нейгауз-исполнитель был своеобразнейшим интерпретатором романтической музыки, сочинений композиторов-импрессионистов, позднего Бетховена. Его виртуозные возможности, богатейшая палитра выразительных средств всегда были подчинены решению одной важнейшей задачи - раскрытию образного содержания музыки. Художник поразительной искренности и обаяния, романтической страстности и благородства, Нейгауз являлся одним из ярчайших советских шопенистов.
Начиная с 1935 года Нейгауз регулярно выступает в прессе со статьями, посвященными актуальным вопросам развития музыкального искусства, рецензирует концерты советских и зарубежных музыкантов. В 1958 году Музгизом выпускается его книга "Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога", неоднократно переиздававшаяся в последующие десятилетия. Эта книга стала заметным явлением в культурной жизни, оказала и продолжает оказывать плодотворное влияние на воспитание новых поколений пианистов. В ней изложены взгляды Нейгауза на природу исполнительского творчества и педагогику, рассмотрены важные вопросы работы пианиста над совершенствованием мастерства. Уже после смерти Нейгауза увидела свет его вторая книга - "Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям", содержащая интересные материалы о его жизни и деятельности.
Без преувеличения можно сказать, что Нейгауз всего себя без остатка отдавал людям: преподавание и концертирование, писательский труд и бесконечные встречи с педагогами вузов, училищ и школ, открытые уроки с учащимися-пианистами, на которых он с необыкновенной щедростью делился опытом, знаниями, "заражал" своей любовью к музыке всех, кому посчастливилось общаться с ним. Двери класса Нейгауза в Московской консерватории были открытыми для всех желающих присутствовать на уроках замечательного мастера. По существу его класс превращался в своеобразную лабораторию исполнительского и педагогического искусства.

Деятельность этого выдающегося музыканта, подлинного Учителя Музыки всегда будет ярким примером для всех, кто стремится посвятить себя фортепианному искусству.
А. Назаров