Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

АПРЕЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

18 апреля
70 лет со дня рождения
Александры Васильевны ПРОКОШИНОЙ

 

 

Спой мне, спой, Прокошина,
Что луга не скошены,
Что луга не скошены,
Стежки не исхожены, -

писал Михаил Исаковский замечательной русской певице, с именем которой связана целая эпоха в хоре имени М. Е. Пятницкого, первой исполнительнице многих песен, вошедших в золотой фонд советской музыки. Для нее написаны "Вдоль деревни", "И кто его знает", "Дайте в руки мне гармонь". Достаточно этих слов, чтобы в памяти возник жизнерадостный, яркий, звонкий, истинно народный голос Александры Васильевны Прокошиной.

Признание пришло к ней в пятнадцать лет. До этого была маленькая калужская деревенька Митинка, мама, певшая за любой работой, отец, который хотел, чтобы младшая из четырнадцати детей непременно училась. Четыре года ходила Саня в неблизкое село в школу. И вот девочка, "худенькая, светлые косички, домотканная холстинная рубаха, лапти", - самая грамотная в своей деревне. Продолжая ходить в школу, по вечерам взялась учить грамоте односельчан. Читали и писали под ее диктовку немолодые, уставшие за день люди. А в перерыве - гармошка: "Ну, учителка, давай!" Саня знала сотни песен - в деревне пели все. Стала солисткой школьного хора, на районной олимпиаде получила первую свою награду за пение - три рубля и три метра ситца. Одна из учительниц написала в Москву, руководителю тогда еще самодеятельного хора имени Пятницкого П. М. Казьмину: "Откровенно Вам говорю, что не приходилось встречаться с подобными голосами. Вы бы ее только послушали, уверена, что она была бы принята в Ваш хор".
Учителя собрали деньги на дорогу, и Василий Афанасьевич повез дочку на прослушивание в Москву. Казьмин оставил девочку в хоре и, зная, что ей негде жить, ввел в свою семью. Так и прожила у него Шура до замужества. В хоре имени Пятницкого окончила она десятилетку, в студии при хоре занималась вокалом, теорией музыки.

Счастье петь на сцене длилось тридцать пять лет. Репетиции, концерты, переезды, занятия, снова концерты. В годы Великой Отечественной войны хор выступал в воинских частях, в госпиталях, на вокзалах и пристанях, провожая солдат на фронт. И всю войну шли Александре Прокошиной солдатские треугольники от благодарных и любящих слушателей.

Верная привычке делиться всем, чему научилась сама, Прокошина еще в 40-е годы стала помогать народным самодеятельным хоровым коллективам. Многие хоры обязаны своим возрождением ее доброжелательному и заинтересованному участию. Так было с хором подмосковного совхоза "Белая дача", так было и с Пензенским народным хором, где Прокошина отобрала голоса, составила репертуар, разучила с певцами партии, репетировала, не жалея времени, - и Пензенский народный хор стал одним из самых интересных в Российской Федерации. Коллективы Брянской, Калужской, Курской, Архангельской, Кировской, Орловской областей добились значительных успехов благодаря помощи тонкого знатока русской народной песни. "Народное искусство в глубинке хранит неисчерпаемые богатства, множество самобытных ярких талантов, нужно только вглядеться, вслушаться, вовремя выявить и помочь им раскрыться", - говорит Александра Васильевна. Участники хоров, с которыми довелось ей работать, любят ее за доброту, внимание к людям, "за умение точно очертить ближнюю задачу и не потерять из виду главную цель, за скупые и дельные замечания". Прокошина убеждена, что самог деятельный хор может и должен быть музыкально грамотным, многоголосым, обладающим высокой культурой. Певица, начавшая свой путь в самодеятельности, теперь неизменный председатель жюри зональных смотров, член оргкомитета Всероссийского фестиваля самодеятельного художественного творчества.
С 1969 года Прокошина - хормейстер и педагог-вокалист в студии при Государственном академическом русском народном хоре имени М. Е. Пятницкого. Она была одним из инициаторов создания в музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова отделения народной песни.

Александру Васильевну трудно застать в Москве. Ее вторым домом стал колхоз "Искра" Котельнического района Кировской области. Мастерство, богатейший - накопленный десятилетиями -опыт, любовь к народной песне передает она новому своему детищу. "Искорка" выходит победителем на всех конкурсах и смотрах народных коллективов. Указом Президиума Верховного Совета СССР "за заслуги в области музыкального искусства и большой вклад в развитие самодеятельного художественного творчества" руководителю ансамбля песни и пляски "Искорка" присвоено почетное звание народного артиста СССР.
"Надо искать вокруг, отбирать своеобразие местных особенностей, - говорит А. В. Прокошина, - работать над дыханием, дикцией, звукообразова-ванием. От руководителя требуется также умение точно рассчитать соотношение нового и сложившегося, традиционного, чтобы получилось то самое, желанное для всех нас - современный народный хор".
Е. Баркова