Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

АПРЕЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

2 апреля
100 лет со дня рождения
Мариэтты Сергеевны ШАГИНЯН (1888 - 1982)

 

 

Удивительную жизнь прожила Мариэтта Сергеевна Шагинян. Человек энциклопедической образованности, высочайшей культуры, она к 94 годам не потеряла душевной молодости, живого интереса к окружающему, всегда открытая новому, свежему, талантливому. Поражает не только ее на редкость долгий век в искусстве (она начала печататься с 1903 года), но и многообразие, универсальность жанров; страстный публицист и тонкий мастер литературного портрета, автор одного из лучших советских производственных романов "Гидроцентраль" и цикла агитационно-приключенческих повестей "Месс-Менд", глубокий исследователь искусства и создатель монументальной трилогии о Ленине "Семья Ульяновых", талантливый поэт, переводчик и драматург -все это замечательно уживалось в творческой индивидуальности писательницы. Но среди множества увлечений всегда одно из первых мест занимала музыка.

В той интеллигентной среде, где родилась и воспитывалась Шагинян (мать ее была пианисткой), музыку считали важнейшей частью всеобщей культуры, средством воспитания характера, выявления самых тонких и прекрасных качеств человеческой души. В детстве писательница училась играть на фортепиано, скрипке, пела в хоре, что впоследствии, несомненно, помогло ей в восприятии и оценке музыкальных явлений.
Начиная с молодых лет, вся жизнь Шагинян прошла в окружении интереснейших людей эпохи. Среди них были и великие музыканты - С. В. Рахманинов и Д. Д. Шостакович. Дружба с Рахманиновым началась с любви к его музыке, осознания его роли в предреволюционной русской культуре. Первое письмо к композитору, которое Шагинян подписала Re (название ноты), родилось из желания морально поддержать художника, помочь ему ощутить свою значимость и необходимость в русском искусстве.
Общение двух замечательных мастеров русского искусства (продолжавшееся с 1912 по 1917 год) - это особая страница их творческой биографии, блестяще рассказанная Шагинян в ее мемуарах о Рахманинове.
Работы Шагинян о Шостаковиче (изданные отдельной книгой в 1979 году) -это своеобразная "летопись". "Летопись" о том, как исторически воспринималась и какую роль сыграла в нашей духовной жизни музыка великого композитора. И хочется вместе с писательницей повторить ее слова о Шостаковиче, сказанные еще перед войной, в связи с его фортепианным квинтетом: "Подлинное произведение искусства, во-плотясь, сразу открывает то, что мы именуем "историей искусства". Спасибо за то, что оно есть, что оно бесспорно, что оно своей красотой и силой подтверждает правду каждого честного, серьезного, пусть и маленького, но творца на земле, что оно, гениальное достижение одного человека, говорит о существовании большого целого - о советской музыке".

Особенность Шагинян как художника во многом кроется в ее замечательном умении рассматривать явления искусства как звенья единой исторической цепи, единого диалектического процесса развития культуры. Одна из ярчайших страниц ее творчества связана с исследованием века Разума - эпохи Просвещения. И естественно, что увлекшись изучением Гете, Шагинян не могла пройти мимо его духовного собрата - В. А. Моцарта, личность которого оказалась столь близкой писательнице. Очерк о Моцарте (1956) перекликается со знаменитой работой Г. В. Чичерина (которую любители музыки узнали лишь в 1970 году). Шагинян и здесь стремится подчеркнуть духовную связь художника со своей эпохой, раскрыть глубину и многогранность его личности, стремление "изучить прекрасное с натуры".

В свою очередь, познание моцартовского искусства привело писательницу к созданию одной из оригинальнейших ее работ — исследования о великом чешском современнике Моцарта - Йозефе Мысливечке, которую она назвала "Воскрешение из мертвых". И символично, что предисловие к этой книге написал Шостакович, чрезвычайно высоко оценивший уникальный труд писательницы, труд, которому она отдала девять лет жизни. На родине Мысливечка, в ЧССР, заслуги Шагинян были отмечены Золотой медалью. "Это одна из самых удивительных книг, которые мне пришлось прочитать. Роман об исследовании. Это и дневник писателя, это и философское произведение, потому что читатель найдет в нем ответы на множество вопросов чисто философского порядка, о природе логики, культуры, музыки. Это книга путешествий, книга встреч. Книга пейзажей и зарисовок, городов и стран. И восстановление образа Йозефа Мысливечка", - так характеризовал работу Шагинян писатель К. Зелинский.
В одном из своих высказываний о Пятой симфонии Шостаковича Шагинян отмечала, что музыка композитора дала ей возможность "остро пережить ценность жизни. обогатила, научила новому. организовала чувство и мысль". Именно это было особенно дорого писательнице. Слушая музыку, она всегда "находила в ней главное, чем богата душевная жизнь человека: связь с другим человеческим бытием". И эту могучую духовную связь, которая скрыта в великом искусстве Музыки, Мариэтта Шагинян завещала и нам.
Г. Жданова