Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

АВГУСТ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

13 августа
75 лет со дня рождения
Анатолия Васильевича БОГАТЫРЕВА

 

 

А. В. Богатырев - один из наиболее выдающихся представителей белорусской советской музыки. Композитор, работающий почти во всех музыкальных жанрах; педагог, в течение многих лет преподающий на теоретико-композиторском факультете Белорусской консерватории; общественный деятель, неоднократно избиравшийся депутатом Верховного Совета БССР, народный артист БССР, отмеченный Государственными премиями страны и республики, Богатырев внес значительный вклад в развитие белорусской советской музыки.

Богатырев родился в Витебске. Он рос и воспитывался в атмосфере, насыщенной любовью к музыке. Это в значительной степени предопределило его будущность. В 1930 году семья Богатыревых переселилась в Минск, где юноша начал серьезно заниматься композицией - сначала в Минском музыкальном училище у Н. И. Ал адова, а затем в только что открытой консерватории у В. А. Золотарева. Именно Золотоарев воспитал в юноше настоящую любовь к белорусской народной песне, обращал внимание Богатырева на лучшие образцы и традиции русской музыкальной культуры. Это сыграло особенно заметную роль в формировании Богатырева как композитора. Поэтому так щедро напоено народной песенностью первое крупное его сочинение, одно из выдающихся произведений национального музыкального театра -опера "В пущах Полесья", написанная по повести Я. Коласа "Дрыгва" ("Трясина"). Опера впервые была поставлена в 1939 году на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета, а в 1940 году с успехом исполнялась во время декады Белорусского искусства в Москве. В 1941 году композитору - одному из первых в стране -за это произведение была присуждена Государственная премия СССР.
"В пущах Полесья" и поныне остается одной из лучших национальных опер. Свидетельством неизменного интереса к ней являются недавно завершившиеся съемки фильма-оперы Богатырева на Белорусском телевидении.

Во время войны Богатырев вместе с консерваторией находился в эвакуации в Свердловске. Здесь он был проректором консерватории и проводил большую работу на педагогическом поприще. В этот период им были созданы героические кантаты "Ленинградцы" (1942, слова Джамбула), "Белорусским партизанам" (1943, слова Я. Купалы), фортепианное трио, а также романсы на слова многих советских поэтов. Со Свердловском связано и создание второй оперы - "Надежда Дурова" (либретто И. Келлера), посвященной событиям Отечественной войны 1812 года. Особенно сильный резонанс в те годы Получила кантата "Белорусским партизанам", явившаяся патриотическим откликом композитора на волнующие события тех дней, пламенным призывом к борьбе с врагом. Впервые прозвучав по радио летом 1943 года, это произведение по многочисленным просьбам партизан почти ежедневно передавалось в эфир одной из советских радиостанций.

Вернувшись после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в Минск, Богатырев продолжает интенсивно работать. Обращаясь к различным жанрам, композитор поднимает в своих произведениях темы большого идейного значения. В кантатах "Белорусским партизанам" и "Ленинградцы", Первой симфонии, фортепианном трио, музыке к кинофильму "Константин Заслонов" художник-патриот отдает все свое мастерство и вдохновение теме Родины и народа - основной теме его творчества.
Ряд произведений композитора посвящен основателю Коммунистической партии и Советского государства Владимиру Ильичу Ленину: кантата "Ленину слава" на слова Я. Коласа, два монолога для баса и симфонического оркестра "Ходил тут Ленин" и "Шалаш в Разливе".
Все композиторское творчество Богатырева является высокогражданственным, свидетельствует о ясном осознании композитором своего долга перед народом, умении откликнуться творчеством на требования времени. "Мое призвание, - говорит Анатолий Васильевич, - искать правдивое интонационное выражение мыслей и чувств героев нашего времени, искать музыку нашей эпохи, создавать новые музыкальные произведения о народе и для народа".

Своим творчеством Богатырев постоянно демонстрирует неотрывность содержания от яркой национальной формы. Следуя заветам своего учителя и будучи всегда верным национальным истокам творчества, он нередко использует образы белорусского музыкально-поэтического фольклора, насыщая музыку интонациями белорусской народной песенности, но без прямого цитирования фольклора. Обращаясь к обработкам народных песен, композитор идет по пути дальнейшего углубления их образно-эмоционального строя, мелодических и ладогармонических особенностей. Наиболее ярким достижением в этом плане стала кантата "Белорусские песни" (1967), удостоенная Государственной премии БССР, произведение во многом новаторское для национальной белорусской музыки, в котором композитор, используя ряд отдельных фольклорных песен (в записи Г. Ширмы), создает на их основе драматургически цельное, мастерское по воплощению произведение для хора, солистов и оркестра.

Анатолий Васильевич известен не только как композитор. С 1948 года он ведет педагогическую работу в Белорусской консерватории, с 1948 по 1962 год был ректором, с 1960 года -профессор. Он воспитал большую плеяду талантливых учеников, составляющих ныне крепкое ядро белорусской композиторской организации, среди которых - Г. Вагнер, Ю. Семеняка, Е. Глебов, И. Кузнецов, Е. Дегтярев,
Много сил отдает Богатырев музыкально-общественной деятельности, являясь членом правления Союза композиторов СССР и Белоруссии. Выступает он также как музыкальный публицист и популяризатор, затрагивая в своих работах широкий круг вопросов о путях развития белорусской музыки. Анатолий Васильевич - крупнейший в республике теоретик музыки, его авторитет в вопросах музыкальной эстетики, композиторской практики очень высок.

За большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и музыкально-общественную деятельность А. В. Богатырев награжден орденом Ленина и орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета".
С. Чхаидзе