Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

АВГУСТ

И. Лученок



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

30 августа
70 лет со дня рождения
Веры Михайловны ФИРСОВОЙ

 

 

Двадцать пять лет имя народной артистки РСФСР Веры Фирсовой украшало афишу Большого театра, спектакли с ее участием всегда пользовались заслуженным успехом у зрителей - всем своим творчеством певица продолжала и развивала славные традиции выдающихся представителей русской вокальной школы.
Фирсова родилась в старинном русском городе Суздале. "Я рано лишилась родителей. - вспоминает она. -Меня учили, мне помогали выбрать профессию. По окончании школы я поступила в библиотечный техникум, стала там заниматься в хоровом кружке. Руководители обратили внимание на мои вокальные данные и посоветовали серьезно заняться музыкальным образованием. Закончив библиотечный техникум, я поступила в Ивановское музыкальное училище, а затем в Московскую консерваторию".

Приемная комиссия консерватории сочла возможным принять Фирсову сразу на второй курс. Она занималась в классе взыскательного, умного педагога Н. Г. Райского, воспитавшего немало первоклассных певцов. Молва о талантливой певице разнеслась задолго до окончания консерватории. Будучи студенткой, она с большим успехом спела партии Марфы в "Царской невесте" Римского-Корсакова и Церлины в "Дон Жуане" Моцарта на сцене Оперной студии. Осенью 1945 года Вера Фирсова участвовала во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, завоевала диплом и звание лауреата, а конкурс вокалистов II Международного фестиваля демократической молодежи и студентов в Будапеште принес ей первую премию и золотую медаль.

В 1947 году Фирсова становится солисткой Большого театра. Серебристый тембр голоса, большая вокальная свобода, тонкая нюансировка, которой она владела в совершенстве, хорошая дикция, сценическое обаяние, а главное -умение всегда быть на сцене "живым человеком" - все эти качества Фирсовой, вокалистки и актрисы, отчетливо проявились уже в первой работе на сцене Большого театра - партии Розины в "Севильском цирюльнике" Россини.

Врожденная музыкальность и огромное трудолюбие позволяли ей преодолевать любые технические трудности. В процессе репетиций, на уроках она всегда добивалась необходимых результатов, подлинной виртуозности исполнения. Не только на спектаклях, но и на репетициях Вера Михайловна всегда пела вдохновенно, с подъемом, в полный голос. Вызывали уважение ее блестящее мастерство и профессионализм, исключительная ответственность и требовательность к своему творчеству. "Иначе работать я не умею, - говорила она. - За всю свою жизнь я так редко была довольна своими выступлениями, что могла бы пересчитать эти счастливые случаи по пальцам одной руки."
Взыскательность, строгая самооценка, свойственные артистке, естественно, способствовали ее творческому росту, достижению блестящих воплощений на сцене образов русской и зарубежной оперной классики. Когда певицу спрашивают о ее любимых партиях, она отвечает, что в каждую она вкладывала частицу сердца, каждая из них по-своему была дорога ей. "Больше всего я люблю русские оперы, образы русских женщин, воспетые нашими замечательными композиторами", - говорит Вера Михайловна. Среди этих образов выделяются Марфа, Волхова, Снегурочка и Царевна-Лебедь в операх Римского-Корсакова "Царская невеста", "Садко", "Снегурочка" и "Сказка о царе Салтане", Людмила в "Руслане и Людмиле" Глинки.

Фирсовой особенно близки были драматически насыщенные образы, наполненные большими, глубокими переживаниями. Одним из шедевров ее исполнительского искусства явилась партия Антониды в опере Глинки "Иван Сусанин". Весь свой талант, все свое мастерство она подчинила задаче драматической выразительности, художественной правды, максимально точного выполнения замысла композитора.
Искренность и глубина чувств, мягкость и лиричность отличали и другие создания певицы - Джильду и Виолетту в операх Верди "Риголетто" и "Травиата", Лакме в опере Делиба.
Интересны были концертные выступления Веры Фирсовой. Обладая верным ощущением стиля разных композиторов, она с тончайшим мастерством пела, в частности, романсы Чайковского и Рахманинова. География ее выступлений и поездок была весьма обширна -города средней полосы России, Дальний Восток, Сибирь, Закавказье.

Не раз на долю Веры Фирсовой выпадала высокая честь - представлять советское вокальное искусство за рубежом. Любители вокальной музыки Болгарии и Румынии, Исландии и Дании, Чехословакии и Австрии, Англии и Италии аплодировали искусству выдающейся певицы. Несколько лет Вера Михайловна являлась консультантом по вокалу Большого театра, щедро передавала свой опыт молодежи, раскрывая ей секреты своего мастерства, в основе которого лежит труд. "Труд! Вот что определяет все наши стремления и достижения, все наши печали и радости. Нельзя стоять на месте, нельзя удовлетворяться достигнутым. Надо всегда стремиться вперед, ибо совершенство всегда впереди", - этим своим словам певица Вера Фирсова следовала и следует повседневно, эти же чувства самоанализа она стремится прививать своим ученикам.
В. Зарубин