Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ДЕКАБРЬ


О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

1 декабря
75 лет со дня рождения
Георгия Илларионовича МАЙБОРОДЫ

 

"Милана", "Арсенал", "Тарас Шевченко", "Ярослав Мудрый" - эти четыре оперы определяют значительные вехи в творческой жизни Г. И. Майбороды и в современной украинской советской культуре. В повествовании о судьбе отечества, украинского и русского народа, о героических страницах истории государства времен Киевской Руси, о становлении Советской власти, о Великой Отечественной войне - в создании исторического "портрета" эпохи и ее выдающихся личностей масштабно развернулся эпический талант композитора.

Многие события в жизни нашей страны оставили свои отметины в личной судьбе художника. Его трудовая деятельность на Запорожском алюминиевом заводе началась по окончании индустриального техникума, в период восстановления разрушенного гражданской войной хозяйства. Он участвовал в Великой Отечественной войне, а затем был активным строителем культурной жизни Украины.
Формирование Майбороды-музыканта началось в детстве, прошедшем на полтавском хуторе, в "певучей Пелеховщине", хранящей предания о подвигах запорожских казаков, в крестьянской музыкальной семье, где пели, играли на народных инструментах, где прививалась привычка к труду и любовь к музыке, определившая будущее композиторов братьев Георгия и Платона Майбороды. Профессиональное музыкальное образование Г. Майборода получил в Киевской консерваторки под руководством Л. Н. Ревуцкого, в классе которого прошли и аспирантские годы.

Признание пришло к студенту консерватории Г. Майбороде с исполнением его симфонической поэмы "Лилея" по мотивам стихотворения Т. Г. Шевченко, написанной к 125-летию поэта. С этого времени творчество и судьба великого Кобзаря - певца горькой доли украинского народа - становится важной темой искусства Г. Майбороды, связанной с национальной историей, культурой, фольклором. Она продолжится в симфонической поэме "Каменяри", воплотившей (особенно ярко во второй редакции) героико-революционный пафос стихотворения Ивана Франко, в вокально-симфонической картине "Запорожцы" на слова Л. Забашты, в "Гуцульской рапсодии" для симфонического оркестра, в хоровых произведениях, например "Памяти H. В. Лысенко", Пяти хоровых прелюдах на слова М. Рыльского, в музыке к кинофильмам, но ярче всего - в операх.

Трактовка этой темы сочетает эпический и героический планы, с разными акцентами в драматургии четырех опер, но всегда глубоко проникновенно раскрывается лирико-психологическое содержание драмы - взаимоотношения любящих героев, разлученных и нередко гибнущих в борьбе за счастье других людей. Такова судьба Миланы и Василя в первой опере Г. Майбороды, Максима и влюбленной в него Марьяны, сестры петлюровского сотника Горбенко, которого она предает и убивает, встав на сторону восставших рабочих киевского завода "Арсенал" в их борьбе против Временного правительства и Центральной рады.
Образ народа, вылепленный крупно, рельефно, воплощается в массовых хоровых сценах - жанрово-бытовых, картинно-пейзажных, лирических, героико-патриотических, действенных, но не только как монолитный образ, но и через отображение отдельных персонажей в многофигурной массовой композиции.
Национальная программа лежит в основе трех симфоний Г. Майбороды (Первая и Вторая - "Весенняя" - имеют две редакции, углубляющие их художественный замысел, совершенствующие стиль), но трактована обобщенно в контексте общезначимых идей времени. Единая линия этого как бы симфонического триптиха направлена от картинно-эпической к раскрытию лирико-драматической концепции "Летней" (Третьей) симфонии, в которой "и радость, и горе, и полнота счастья, и боль пережитых трагедий и надо всем -философски-оптимистическая оценка жизни, осознанной как пора человеческих свершений" (Е. Зинькевич).

Единство стилевого облика произведений Г. Майбороды обеспечивается народно-национальной почвенностью его искусства, представленной в очень широком диапазоне источников. Это фольклор Закарпатской и Восточной Украины, песенно-романсовая лирика, героический музыкальный эпос, народные танцы, массовые советские песни, в том числе и песни военного времени. Они даны как в прямом введении в музыкальный текст сочинений композитора, так и в претворенном виде.
Видное место в советской культуре принадлежит народному артисту СССР, лауреату Государственных премий УССР Г. И. Майбороде как музыкально-общественному деятелю. Он является членом правления Союза композиторов СССР, членом президиума правления Союза композиторов Украины.
Н. Гаврилова