Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ДЕКАБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

14 декабря
50 лет со дня открытия Государственного Башкирского театра оперы и балета

 

 

14 декабря 1938 года в Уфе, в театральном здании, известном в городе как "Дом Аксакова" (в память родившегося в Уфе русского писателя С. Т. Аксакова), состоялась премьера оперы Дж. Паизиелло "Прекрасная мельничиха", исполненная на башкирском языке. Этот спектакль был дипломной работой выпускников Башкирской национальной оперной студии при Московской консерватории и знаменовал собой рождение Башкирского оперного театра. Основную труппу театра составила молодежь, в которой выдвинулась плеяда талантливых исполнителей, ставших гордостью башкирского искусства: Б. Ва-леева, Ш. Валиахметова, М. Габдрахманова, 3. Ильбаева, М. Максутова, О. Сартланова-Калинина, X. Галимова, В. Галкин, Г. Хабибуллин. Оркестр и хор театра были сформированы из выпускников Башкирского музыкального училища. Вскоре оперную труппу пополнили певцы М, Ахметзянова, 3. Гайметдинова-Чикреева, М. Салигаскарова, М. Хисматуллин, С. Хуснуяров и русские артисты П. Аникиенко, П. Кукотов, А. Матвеев, И. Муромцев, С. Русинов, А. Сутягин, М. Труевцев.

С первых же дней своей деятельности театр стал центром музыкальной жизни республики. Большая заслуга в этом принадлежит его первому художественному руководителю и главному дирижеру (1939 - 1945) П. М. Славянскому. Ученик выдающегося дирижера Н. С. Голованова, Славинский с присущей ему высокой требовательностью и неутомимостью сумел в короткий срок укрепить труппу, хор и оркестр театра, сформировать репертуар, осуществить постановки национальных спектаклей. Вслед за "Прекрасной мельничихой" на сцене появились опера Д. Чимарозы "Тайный брак" (1938), оперы композиторов советских республик "Ер-Таргын" Е. Брусиловского (1939), "Аршин мал алан" У. Гаджи бе ков а (1939), "Качкын" Н. Жиганова (1940), ряд произведений мировой классики. В 1939 году на сцене театра состоялась премьера первой национальной башкирской оперы композитора М. Валеева "Хакмар".
Становление Башкирского оперного театра проходило в тяжелые годы войны. В тесном содружестве с работавшими в то время в Уфе деятелями русской и украинской музыкальной культуры были созданы новые музыкально-сценические произведения. В короткий срок были поставлены оперы "Ватан очен" ("За Родину") Ф. Козицкого и X. Ибрагимова, "Карлугас" ("Ласточка") Н. Чемберджи, "Акбузат" X. Заимова и А. Спадавеккиа, "Ашка-зар" А. Эйхенвальде, "Айхылу" Н. Пейко, "Азат" Р. Муртазина. Осваивался классический оперный репертуар. На афише театра - "Иван Сусанин", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", "Черевички", "Иоланта", "Царская невеста", "Русалка", "Князь Игорь", оперы Верди, Гуно, Бизе. Именно в 40-е годы был заложен фундамент башкирского оперного искусства, которое Достигло расцвета в последующие" десятилетия.

Яркие страницы в истории театра -участие во второй Декаде башкирской литературы и искусства в Москве весной 1955 года, его спектакли на сцене столичного Кремлевского театра в мае 1963 года, гастроли в Москве и Ленинграде осенью 1969 года в связи с 50-летием образования Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. В эти годы театр осуществил целый ряд постановок национальных опер башкирских композиторов. Одно из значительных произведений башкирской музыки - опера 3. Ис-магилова "Салават Юлаев" (1955), постановка которой была выдающимся событием в художественной жизни республики. В 1959 году была осуществлена постановка его же первой башкирской музыкальной комедии "Кодаса" ("Свояченица"). Позже были поставлены его лирико-эпическая опера "Шаура"
(1963), лирико-драматическая опера "Гюльзифа" (1967), опера "Волны Аги-дели" (1972). К столетию со дня рождения В. И. Ленина состоялась премьера оперы Р. Муртазина "Дауыл" ("Буря"). В репертуаре театра последних лет широко представлены оперы советских композиторов - "Современники" X. Ахметова, "Летят журавли" А. Нестерова, "Овод" А. Спадавеккиа, "Рихард Зорге" Ю. Мейтуса, "Оптимистическая трагедия" А. Холминова, "Послы Урала" 3. Исмагилова.

Балетная труппа театра была организована в 1941 году из воспитанников Башкирского отделения Ленинградского хореографического училища. С этого же года театр стал называться Башкирским театром оперы и балета. Солисты балета Н. Валитова, 3. Насретдинова, Р. Сафиуллина, Г. Сулейманова, М. Татарова, Т. Худайбердина, Ф. Ах-метшин, Ф. Саттаров, X. Сафиуллин, Ф. Юсупов и другие, развивая традиции ленинградской хореографической школы, принесли заслуженную славу башкирскому балету. В репертуаре театра: "Лебединое озеро" П. Чайковского, "Жизель" А. Адана, "Коппелия" Л. Делиба, "Эсмеральда" Ц. Пуни, балеты советских композиторов - "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева, "Красный мак" Р. Глиэра, "Лауренсия" А. Крей-на, "Юность" М. Чулаки, "Доктор Айболит" И. Морозова, "Тропою грома" К. Караева.
На сцене театра были успешно осуществлены постановки национальных башкирских балетов; балет "Журавлиная песня" Л. Степанова (1941), ставший классикой башкирского балетного искусства, "Горная быль" А. Ключарева (1959), в котором дано хореографическое воплощение образа Салавата Юлаева, балеты Н. Сабитова "Гюль-назира" (1963) и "Люблю тебя, жизнь" (1967), X. Заимова и А. Чугаева "Черноликие" (1965) ; детские балеты Н. Сабитова "Буратино" и "Мурзилка-космонавт". За последние годы были поставлены балеты М. Ахметова "Маугли", Р. Хасанова "Легенда о курае", Р. Газизова "Али-баба и сорок разбойников".

В коллективе театра работают талантливые исполнители, дирижеры, режиссеры, среди них выдвинулось немало одаренной артистической молодежи -выпускников консерваторий, Уфимского института искусств, хореографических училищ
За пятьдесят лет театр прошел большой самобытный путь, приобрел свои национальные традиции и сегодня находится на пути к новому творческому подъему.
К. Игнатьева