Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ДЕКАБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

21 декабря
80 лет со дня рождения
Григория Егиазаровича ЕГИАЗАРЯНА

 

 

Больше полувека в концертных залах, в театрах, по радио и телевидению звучит музыка Г. Е. Егиазаряна - симфонические поэмы, симфония, балеты и балетные сюиты, музыка к драматическим спектаклям, инструментальные пьесы. Счастливая судьба у его произведений - ни одно из них не осталось без внимания исполнителей. Его сочинениям неизменно сопутствует успех, и причины этого успеха - как в подлинно национальной основе его произведений, так и в том, что в каждом из них использованы разнообразнейшие средства для воплощения музыкального образа.

Егиазарян является представителем того поколения советских армянских композиторов, которое вышло на творческую арену в 30-е годы нашего столетия. Это поколение направило свои усилия на развитие симфонизма в армянской музыке, того искусства, начало которому положил Александр Спендиаров. Арам Хачатурян, Аро Степанян, Григорий Егиазарян были первыми создателями армянской симфонии, армянского инструментального концерта и, что особенно важно, в своем творчестве исходили не из подражания каким-либо образцам, а искали и находили каждый в отдельности свой стиль, mom палитру красок, свой мир в мушке,

Произведения Егиазаряна всегда отличишь "на слух" от произведений его собратьев по перу. В них есть все, что принято считать характерным для армянской музыки, - и темпераментность, и яркость оркестровых и гармонических красок, и острое чувство ритма. Но на темперамент наложена строгая узда взыскательного вкуса, яркие краски сравнимы скорее с нежной цветовой гаммой армянских миниатюр, нежели с палитрой художников сарьяновской школы, в лирике превалируют моменты созерцательности, трагедийное выражается сдержанно и сурово, а в филигранной отделке деталей, в изяществе формы и оркестровки наблюдается сходство с традиционным искусством армянских камнерезчиков.
Судьба Егиазаряна сходна с судьбой его родины. Мальчиком он испытал ужасы геноцида армян, горькую участь беженца, потерю близких, сиротливое, голодное существование. Где-то в глубинах памяти сохранилось воспоминание о родном селе Блур, расположенном у подножья Арарата, песнях отца, восходе солнца над полями. Трудно было остаться в живых мальчику в те страшные для Армении годы. Его приютили солдаты музыкальной команды Одиннадцатой Краснознаменной армии, обучили игре на трубе и возили с собой на лафете пушки.

В 1926 году восемнадцатилетний курсант Тбилисского военного училища Григорий Егиазарян едет в Москву, где поступает в музыкальное училище, а по окончании его - в Московскую консерваторию. В формировании творческого облика Егиазаряна большую роль сыграл его учитель, крупнейший советский композитор Н. Я. Мясковский. Он не только привил своему ученику высокую профессиональную культуру, но и направил его по правильному творческому пути - верности национальной музыке.
Армянская музыка. Композитор сроднился с ней с детства, а став музыкантом, изучил как профессионал. И навсегда осталось близким то, что слышал в детстве, - крестьянская песня, а любимым композитором стал великий Комитас, в совершенстве постигший ее дух, давший в своих произведениях замечательные образцы ее творческого претворения. Следуя за Комитасом, Егиазарян добивается, чтобы народная музыка была не материалом для обработки, а естественной основой языка. Поэтому национальное проявляется в произведениях Егиазаряна не только в мелодиях, среди которых немало подлинно народных, но и в самом духе сочинения, содержании, ладовой основе, в подголосках, в ритмике, в методах изложения и развития музыкального материала, в инструментовке*. История народа, его судьба, прошлое и настоящее, народные празднества и скорбные дни, картины родного пейзажа - такова основная тематика его творчества. Большинство его сочинений относится к двум типам симфонизма: жанровому и эпическому. В числе первых - Рапсодия, симфоническая картина "На рассвете", балет "Озеро грез", в числе вторых - симфоническая поэма "Армения", симфония "Раздан", балет "Ара Прекрасный и Шамирам".

Много сил и времени отдает Егиазарян воспитанию молодых композиторов. В классе профессора Егиазаряна учились и совершенствовали свое мастерство ныне уже известные композиторы Г. Армении, А. Аджемян, Э. Аристакесян, Г. Ахинян, Э. Оганесян, Г. Читчян, Е. Ерканян. Творческая и педагогическая работа Егиазаряна всегда сочеталась с общественной деятельностью: с 1952 по 1955 год он председатель Союза композиторов Армении, с 1954 по 1960 - ректор Ереванской консерватории имени Комитаса, ныне - член правления Союза композиторов Армении, член нескольких художественных советов. Творчество народного артиста СССР, профессора Григория Егиаэаровича Егиазаряна - яркая страница армянской культуры, ее никогда не устаешь перечитывать и каждый раз поражаешься немеркнущему свету и красоте заключенных в ней строк.
К, Худабашян