О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты
Искусство выдающегося советского пианиста, народного артиста РСФСР Льва Власенко уже давно завоевало любовь слушателей во многих странах. Глубина интерпретации, виртуозность, богатая палитра тембровых красок, эмоциональный накал и интеллектуальность - вот далеко не полный перечень достоинств одного из замечательных артистов современной концертной эстрады.
Власенко родился в Тбилиси. В этом городе прошли его детство и юность, здесь он начал заниматься музыкой: сначала с матерью, затем - в школе-десятилетке при Тбилисской консерватории и в самой консерватории - с замечательной грузинской пианисткой и педагогом Анастасией Давыдовной Вирсаладзе. Он рано начал выступать на эстраде: в возрасте одиннадцати лет исполнил в сопровождении оркестра Первый концерт Бетховена, а в четырнадцать - дал первый сольный концерт.
С детских лет Власенко отличает. необыкновенное трудолюбие и упорство в достижении цели. Это не означает, что художественные интересы молодого пианиста исчерпывались одной музыкой - в сфере его внимания постоянно находились и другие явления культуры: литература, театр, живопись. Широкий эстетический кругозор придал исполнительскому стилю Власенко особую интеллектуальность, убедительность в выстраивании музыкального сюжета, способность вести слушателя за собой.
Эти качества привлекли к музыканту внимание видного советского пианиста и педагога Я. В. Флиера. Поступив в 1948 году в Московскую консерваторию, Лев Власенко стал его учеником. В стенах Московской консерватории окончательно формируется творческий облик пианиста, в котором Флиер отмечал "удивительное чувство формы, музыкального стиля в сочетании с большой глубиной и искренностью".
В 1953 году Власенко кончает консерваторию, но не расстается с любимым учителем, продолжая образование у него в аспирантуре. Позже, с конца 50-х годов, пианист становится ассистентом Флиера по классу специального фортепиано. "Работая на кафедре Якова Владимировича, - вспоминает Власенко, - я прошел все ступени роста от преподавателя до профессора. Я всегда ощущал внимание и теплоту учителя".
Общение с Флиером было исключительно плодотворным. Большое значение имела близость творческих индивидуальностей учителя и ученика, выражавшаяся, например, в стремлении преподнести произведение крупным планом, в создании у слушателя впечатления внутренней силы исполнителя, в яркой и смелой манере игры. Поэтому неудивительно, что оба музыканта любили сочинения Листа, а величайшее творение венгерского композитора соната си минор стала одной из творческих кульминаций и Флиера, и Власенко. Сыграв сонату на Международном конкурсе имени Ф. Листа в Будапеште, Лев Власенко завоевывает первую премию. Через два года, на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1958), это сочинение приносит пианисту еще больший успех. Ему присуждают вторую премию и единодушно отмечают высокохудожествен-ность интерпретации сонаты. По мнению председателя жюри Э. Г. Гилельса, исполнение сонаты си минор Львом Власенко стало "одним из самых сильных моментов конкурса". С. Т. Рихтер тогда писал: "Л. Власенко — большой артист, он порадовал превосходным исполнением си-минорной сонаты Листа, произведения предельно сложного и по глубине замысла, и по технике. Великолепное чувство формы и стиля."
Блестящие победы на конкурсах открывают перед музыкантом пути на большую концертную эстраду. С этих пор Власенко много гастролирует в Советском Союзе и за рубежом - его имя хорошо известно в Австрии, Венгрии, Италии, Польше, Финляндии, Франции, США, Японии и в других странах. Музыкальные критики дают высокую оценку искусству советского пианиста.
Действительно, пианизм Льва Власенко - явление глубоко самобытное, оригинальное. В нем соединены мысль и страсть, романтический порыв и мужественная целеустремленность. Стилевой диапазон пианиста необычайно широк и многогранен: в его программах произведения Скарлатти, Бетховена, Шуберта, Шопена, Альбениса, Дебюсси, Прокофьева, Шостаковича и многих других композиторов. Музыкант обладает редкой способностью не только понять замысел автора, но и гармонично сочетать его со своим личным отношением к произведению.
Лев Власенко записал около двадцати пластинок. Наиболее известны его записи сонат Бетховена, сочинений Брамса, Листа, Скрябина, Рахманинова, Дебюсси.
Однако известность и авторитет пианиста основываются не только на его исполнительской деятельности, но в равной мере и на его педагогических заслугах — в числе воспитанников Льва Николаевича немало талантливых пианистов.
Для Льва Власенко крайне характерна неустанность творческих поисков, стремление к новым открытиям. Й эта внутренняя неуспокоенность всегда обещает истинным ценителям музыки радость новых встреч с его вдохновенным искусством.
М. Егорова