Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ДЕКАБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

24 декабря
60 лет со дня рождения
Льва Николаевича ВЛАСЕНКО

 

 

Искусство выдающегося советского пианиста, народного артиста РСФСР Льва Власенко уже давно завоевало любовь слушателей во многих странах. Глубина интерпретации, виртуозность, богатая палитра тембровых красок, эмоциональный накал и интеллектуальность - вот далеко не полный перечень достоинств одного из замечательных артистов современной концертной эстрады.

Власенко родился в Тбилиси. В этом городе прошли его детство и юность, здесь он начал заниматься музыкой: сначала с матерью, затем - в школе-десятилетке при Тбилисской консерватории и в самой консерватории - с замечательной грузинской пианисткой и педагогом Анастасией Давыдовной Вирсаладзе. Он рано начал выступать на эстраде: в возрасте одиннадцати лет исполнил в сопровождении оркестра Первый концерт Бетховена, а в четырнадцать - дал первый сольный концерт.

С детских лет Власенко отличает. необыкновенное трудолюбие и упорство в достижении цели. Это не означает, что художественные интересы молодого пианиста исчерпывались одной музыкой - в сфере его внимания постоянно находились и другие явления культуры: литература, театр, живопись. Широкий эстетический кругозор придал исполнительскому стилю Власенко особую интеллектуальность, убедительность в выстраивании музыкального сюжета, способность вести слушателя за собой.
Эти качества привлекли к музыканту внимание видного советского пианиста и педагога Я. В. Флиера. Поступив в 1948 году в Московскую консерваторию, Лев Власенко стал его учеником. В стенах Московской консерватории окончательно формируется творческий облик пианиста, в котором Флиер отмечал "удивительное чувство формы, музыкального стиля в сочетании с большой глубиной и искренностью".
В 1953 году Власенко кончает консерваторию, но не расстается с любимым учителем, продолжая образование у него в аспирантуре. Позже, с конца 50-х годов, пианист становится ассистентом Флиера по классу специального фортепиано. "Работая на кафедре Якова Владимировича, - вспоминает Власенко, - я прошел все ступени роста от преподавателя до профессора. Я всегда ощущал внимание и теплоту учителя".
Общение с Флиером было исключительно плодотворным. Большое значение имела близость творческих индивидуальностей учителя и ученика, выражавшаяся, например, в стремлении преподнести произведение крупным планом, в создании у слушателя впечатления внутренней силы исполнителя, в яркой и смелой манере игры. Поэтому неудивительно, что оба музыканта любили сочинения Листа, а величайшее творение венгерского композитора соната си минор стала одной из творческих кульминаций и Флиера, и Власенко. Сыграв сонату на Международном конкурсе имени Ф. Листа в Будапеште, Лев Власенко завоевывает первую премию. Через два года, на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1958), это сочинение приносит пианисту еще больший успех. Ему присуждают вторую премию и единодушно отмечают высокохудожествен-ность интерпретации сонаты. По мнению председателя жюри Э. Г. Гилельса, исполнение сонаты си минор Львом Власенко стало "одним из самых сильных моментов конкурса". С. Т. Рихтер тогда писал: "Л. Власенко — большой артист, он порадовал превосходным исполнением си-минорной сонаты Листа, произведения предельно сложного и по глубине замысла, и по технике. Великолепное чувство формы и стиля."

Блестящие победы на конкурсах открывают перед музыкантом пути на большую концертную эстраду. С этих пор Власенко много гастролирует в Советском Союзе и за рубежом - его имя хорошо известно в Австрии, Венгрии, Италии, Польше, Финляндии, Франции, США, Японии и в других странах. Музыкальные критики дают высокую оценку искусству советского пианиста.
Действительно, пианизм Льва Власенко - явление глубоко самобытное, оригинальное. В нем соединены мысль и страсть, романтический порыв и мужественная целеустремленность. Стилевой диапазон пианиста необычайно широк и многогранен: в его программах произведения Скарлатти, Бетховена, Шуберта, Шопена, Альбениса, Дебюсси, Прокофьева, Шостаковича и многих других композиторов. Музыкант обладает редкой способностью не только понять замысел автора, но и гармонично сочетать его со своим личным отношением к произведению.

Лев Власенко записал около двадцати пластинок. Наиболее известны его записи сонат Бетховена, сочинений Брамса, Листа, Скрябина, Рахманинова, Дебюсси.
Однако известность и авторитет пианиста основываются не только на его исполнительской деятельности, но в равной мере и на его педагогических заслугах — в числе воспитанников Льва Николаевича немало талантливых пианистов.
Для Льва Власенко крайне характерна неустанность творческих поисков, стремление к новым открытиям. Й эта внутренняя неуспокоенность всегда обещает истинным ценителям музыки радость новых встреч с его вдохновенным искусством.
М. Егорова