Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ДЕКАБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

7 декабря
125 лет со дня рождения
Пьетро МАСКАНЬИ (1863 - 1945)

 

 

Современник и соотечественник Дж. Пуччини и Р. Леонкавалло, Пьетро Масканьи вошел в историю итальянской музыкальной культуры как один из видных представителей национального оперного искусства рубежа XIX — XX веков.

Масканьи родился в портовом приморском городе Ливорно в центре Италии. Начальное музыкальное образование получил в родном городе, в Schola cantorum, затем продолжил свое обучение во Флоренции, в Музыкальном лицее имени Л. Керубини. В период занятий в Миланской консерватории (1881 - 1884) Масканьи попадает в класс композиции А. Понкьелли. Автор знаменитой оперы "Джоконда", известный педагог воспитал многих музыкантов: среди них был Пуччини, который в те же годы занимался в Миланской консерватории.

С середины 80-х годов Масканьи выступает в качестве дирижера и руководителя небольших оперных и опереточных трупп в Парме, затем в английском городке Чериньоле. С этого времени дирижерская профессия становится неизменным спутником творческой деятельности композитора.
В 1889 году глава миланского музыкального издательства Э. Сонцоньо объявил очередной конкурс на создание лучшей одноактной оперы. Среди претендентов был малоизвестный в ту пору Масканьи, который получил первую премию за оперу "Сельская честь".у Эта опера во многом определила эстетические нормы нового направления, получившего название - итальянский оперный веризм. Веризм, созвучный синонимам истинный, правдивый, достоверный, вобрал в себя отдельные элементы различных художественных направлений ХГХ века - реализма, натурализма и символизма.

Неслучайно глава литературного веризма - писатель Дж. Верга - неоднократно вдохновлял своими произведениями композиторов-веристов, и "Сельская честь", ставшая классическим образцом веристской оперы, создавалась по мотивам одноименной новеллы Верги, переработанной автором в драму. Друзья композитора, поэты Дж. Тарджони-Тодзетти и Г. Менаски (позднее -его постоянные соавторы), написали либретто, включившее основные сюжетные линии пьесы в их более романтическом преломлении. В музыке Масканьи - пылкой, страстной, насыщенной сицилийскими фольклорными интонациями, - привлекает мелодическая ясность, жанровая определенность. Но эмоциональная открытость, порой граничащая с натуралистической аффектацией, несомненно снижает непосредственность восприятия оперы-драмы. Премьера, состоявшаяся 17 мая 1890 года в Риме, в театре "Костанци", способствовала огромной популярности произведения и его автора. Позже Дж. Верга говорил: ".Из всех моих сочинений живет одна только "Сельская честь", да и то повинен в этом не я, а Пьетро Масканьи".
В 1890 - 1891 годах опера была , поставлена во многих городах мира. Большой интерес к опере проявили Э. Григ, Я. Сибелиус, Г. Малер, П. Чай ковский, С. Рахманинов. Уже в 1937 году состоялось ее 13000-е представление.

После "Сельской чести" Масканьи написал еще тринадцать опер: "Друг Фриц" (1891), "Братья Ранцау" (1892), "Вильям Ратклиф" (1895), "Сильва-но" (1895), "Джанетто" (1896), "Ирис" (1898), "Маски" (1901), "Амика" (1905), "Изабо" (1911), "Паризина" (1913), "Лодалетта" (1917), "Маленький Марат" (1921), "Нерон" (1935), а также три оперетты. Все они были поставлены при жизни композитора, а премьера лирической и веселой комедии "Маски" одновременно состоялась в шести итальянских городах. Однако ни одна из последующих опер не затмила славы "Сельской чести".
Отдав дань веристской оперной драматургии, Масканьи постепенно отходит от традиций оперы крика и убийства под занавес. Уже в период создания романтической драматической легенды "Изабо" Масканьи заметил: "Веризм, ярым поборником которого я когда-то был, уже закончил свой путь".
Творчество Масканьи, вобравшее в себя лучшие завоевания итальянского искусства бельканто, постоянно привлекало вьщаюшихся певцов. Особенно интересна сценическая судьба "Сельской чести", связанная с именами Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффо, М. дель Монако, М. Каллас, Ф. Коссото, П. Доминго.
Я. Римская