Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ФЕВРАЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

16 февраля.
175 лет со дня рождения
Семена Степановича ГУЛАКА-АРТЕМОВСКОГО
(1813-4873)

 

 

В 1838 году великий русский композитор М. Й. Глинка приехал на Украину, чтобы отобрать певчих для Придворной певческой капеллы в Петербурге. В Киеве его внимание привлек чудесный баритон, солировавший в хоре Михайловского монастыря. Это был Семен Степанович Гулак-Артемовский. Для молодого певца встреча с Глинкой оказалась поворотным моментом в жизни: прошло всего несколько лет, и скромный хорист стал певцом высокого класса, звездой первой величины на русской оперной сцене. Но это превращение не было чудом - за ним годы напряженного труда и учебы под руководством такого чуткого и требовательного педагога, каким был Глинка.

Гулак-Артемовский родился на хуторе Гулаковщина (ныне территория города Городище Украинской ССР). По семейной традиции мальчика готовили к принятию духовного сана, но такая перспектива мало привлекала его. Во время учебы в Киевском духовном училище и семинарии он все внимание отдавал пению в хоре. Предложение Глинки переехать в Петербург и заняться музыкой профессионально Гулак-Артемовский воспринял восторженно. Он с полной отдачей работал над постижением тайн вокального мастерства, повышением своего культурного уровня. Духовному росту молодого певца способствовала и общая атмосфера, в которую он погрузился по приезде в Петербург: то был круг друзей Глинки, среди которых были К. П. Брюллов, Н. В. Кукольник, Т. Г. Шевченко.

Первое же публичное выступление Гулака-Артемовского было восторженно принято публикой. Этот успех дал ему возможность продолжать учебу в Италии. Занятия с опытными итальянскими педагогами, выступления в оперном театре Флоренции помогли отшлифовать музыкальное и актерское дарование певца, развить те блестящие задатки, которые заметил в нем Глинка.

Возвратившись в 1842 году на родину, Гулак-Артемовский всецело посвятил себя музыкальному театру. Вскоре после дебюта на петербургской сцене в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» певец с триумфом исполнил партию Руслана в опере Глинки "Руслан и Людмила". За этими ролями последовали многие другие в операх Моцарта, Вебера, Верди, Доницетти. широкую публику привлекало в исполнении Гулака-Артемовского не только блестящее владение могучим, гибким голосом, но и выразительная актерская игра. Певец стремился достоверно передать неповторимые особенности внутреннего мира и внешнего облика своих героев. В этом безусловно сказалась школа Глинки. Певец работал над своим репертуаром очень интенсивно: за 23 года театральной деятельности на сценах Москвы и Петербурга Гулак-Артемовский подготовил и исполнил более пятидесяти оперных партий. К сожалению, чрезмерное напряжение и нагрузка на голосовой аппарат повлекли за собой потерю голоса и вынудили певца покинуть сцену в 1865 году.

Однако даже в периоды самой интенсивной работы в опере кипучая натура Гулака-Артемовского проявлялась и в других областях: он разрабатывал проект водопровода в Петербурге, занимался статистикой, увлекался художественной резьбой. Общественная активность Гулака-Артемовского проявлялась и в том, что певец бесстрашно помогал на протяжении многих лет своему опальному другу - поэту-революционеру Т. Г. Шевченко, пользовался любыми возможностями, чтобы поддержать его морально и материально в далекой ссылке.

С начала 50-х годов в жизни Гулака-Артемовского появляется новое важное дело - композиторские опыты. Сперва это были аранжировки народных песен, сопровождавшие живые картины и дивертисменты. Уже в них артист проявил чуткое понимание особенностей народной музыки. Особенно удался ему дивертисмент "Украинская свадьба" (1851), в котором разрабатывались в основном мелодии родной Украины, причем народным напевам был предпослан хор, написанный композитором на собственную тему в народном духе. Успех, которым неизменно пользовался дивертисмент у публики, поддерживал увлечение Гулака-Артемовского композицией. В дальнейшем он постепенно отошел от цитирования украинских песен. При этом сочинения Гулака-Артемовского отличались совершенно органичной, ненадуманной почвенностью. Они так же естественны, как мелодии родины, запавшие в душу композитора с детства. Не случайно песня "Стоiть явiр над водою", написанная композитором на народные слова и посвященная Шевченко, долгое время бытовала как народная.

Вершиной композиторской деятельности Гулака-Артемовского бесспорно является комическая опера "Запорожец за Дунаем". В ней за бесхитростным сюжетом ясно различима основная смысловая направленность - воспевание родины и свободолюбия. Проникшись духом  народности, глубоко постигнув законы музыкального театра, Г'улак-Артемовский смог создать произведение, которое, при всей своей простоте, не утратило свежести и привлекательности за 125 лет сценической жизни! Опера и сегодня с успехом идет на сценах многих профессиональных и народных музыкальных театров.
Н. Заболотная